Премия Рунета-2020
Курск
+8°
Boom metrics

Любовь и верность на века. У каких животных самые прочные семейные связи?

Разбираемся вместе с биологом Павлом Глазковым в эфире Радио "Комсомольская правда"
Любовь и верность на века. У каких животных самые прочные семейные связи?

Любовь и верность на века. У каких животных самые прочные семейные связи?

Баченина:

- Здравствуйте! Сегодня мы будем пробуждать ваш интерес и любовь к дикой природе через одно из самых ярких ее проявлений, через брачные отношения и семейное поведение птиц, зверей и даже несекомых. В студии кандидат биологических наук, эксперт по теме брачного поведения животных, автор и ведущий видеоблога «Каждой твари по паре». Павел Глазков. Здравствуйте!

Глазков:

- Здравствуйте!

Баченина:

- Какая семья самая крепкая в животном мире?

Глазков:

- То, что я буду рассказывать, это касается животного мира России. Сходу, это волки, потому что они пары образуют на всю жизнь. Это бобры, потому что на всю жизнь образуют пары. Если мы будем говорить о животных в целом, то это лебединая верность, аисты. И тут можно ряд продолжать и продолжать.

Баченина:

- Есть примеры в наших лесах?

Глазков:

- Их немало. Как-то привычно все рассказывают о лебединой верности. На самом деле, это не так.

Баченина:

- В песнях воспето. А где больше примерных матерей? Среди птиц, млекопитающих, в насекомом мире?

Глазков:

- Это, конечно, птицы и звери.

Баченина:

- Интеллект тут играет значение.

Глазков:

- Видимо, да. Хотя мы будем рассказывать и о преданных отцах, надеюсь. И там масса примеров среди рыб. Казалось бы.

Баченина:

- Готовилась к программе. И прочитала про рыбу удильщика. Она в наших водах не обитает.

Глазков:

- Нет

Баченина:

- Но все знают эту страшную глубоководную рыбу со времен Очакова и покорения Крыма. Рыба, у которой над головой что-то вроде удочки. У нее самец рождается маленьким и тщедушным. Он ни на что не способен. И он подплывает к самке, к этой страшной женщине…

Глазков:

- Огромной, кстати. Она его в тысячу раз…

Баченина:

- Слава богу, она огромная. Он ее не может разглядеть, видимо, с первого раза. Иначе бы закончился бы на этом, видимо, роман. Он выгрызает в ней некое углубление. Туда интегрируется и срастается с ней. И живет в ней, можно сказать, как паразит. Только с одной целью, чтобы сохранять сперму.

Глазков:

- Выдает ее организму периодически сперму.

Баченина:

- Меня природа иногда удивляет! Шутница!

Глазков:

- Слушайте, как она меня, профессионального биолога, постоянно удивляет!

Баченина:

- Чем?

Глазков:

- Своей уникальностью и красотой. И любовью. И проявлением чувства материнства, прежде всего.

Баченина:

- В природе кто лучший защитник среди матерей?

Глазков:

- Если говорить о материнстве, тут любая мать защищает свое потомство до последнего. Мать во время материнства, у нее инстинкт самосохранения подавлен. Она за свою жизнь вообще не боится.

Например, лосиха. Потенциально она боится медведя того же. Дикая природа как переплетена? Защищая своего лосенка, она может ударом копыта убить, проломить череп медведю. Мать стоит до последнего.

Подхожу к вопросу безопасности. Сразу радиослушателей хочу предостеречь. Ни в коем случае, если вы в природе видите детеныша, пытаться к нему подойти. Это опасно не только для здоровья, но и для вашей жизни. Понятно, как любой ребенок, он доверчив. Он может к вам подойти, позволить себя погладить. Но где-то рядом есть мать. Если вы идете в лес за грибами, вот ни в коем случае не идите тихо. Почему-то в человеке сидит такой инстинкт, что надо по лесу идти тихо, чтобы меня медведь не услышал. Это грубейшая ошибка. Если бы медведь захотел, он бы вас услышал. Подкараулил бы и съел бы. Когда вы идете тихо по лесу, вы провоцируете животное. Он уснул на солнышке, а вы тихо к нему подкрались. И вы подошли, он вас расценивает как хищника, вы на него пытаетесь напасть. И он начинает себя защищать. И нападает на вас.

Баченина:

- Отсюда огромное количество легенд. Допустим, змеи. Никогда в жизни змея не нападает сама первой! Где листва, где вода и тенек, там всегда есть змеи. Это надо понимать.

Глазков:

- Совет. Идете в лес за грибами, если вы вдвоем, втроем, переговаривайтесь. Шутите, громко разговаривайте. Возьмите радио. Издавайте больше звука. Зверь вас увидит и сам уйдет.

Баченина:

- А вот песня Розенбаума: глухари на токовище бьются грудью до крови. Это они за самку бьются?

Глазков:

- Это они бьются за территорию и за самку.

Я этой весной специально ездил на Южный Урал. И получил реальных жестких тумаков от такого глухаря самца, который мне ударом своего крыла оставил синяки на спине. Удары очень жесткие. Увесистые. Как боксер бьет, с прижимом. У него в области локтя находится косточка, выступ кости на 2-3 миллиметра. И этим выступом он наносит жесткие и увесистые удары.

Баченина:

- К мамам нашей фауны. Есть нерадивые и бестолковые мамаши?

Глазков:

- Мы, можем, расскажем о преданных отцах. И наиболее ветреная мама та, которая все потомство свое полностью доверяет папикам. Вообще.

Баченина:

- А из-за чего она это делает? Она по другим самцам пускается в пляс? Или она просто уходит и продолжает жить?

Глазков:

- Так и есть. Причем, она может осчастливить двух-трех папиков. И улететь на юга.

Баченина:

- Эта лебединая верность. Там же были исследования генетические, что у самки рождаются от разных лебедей, а папе она одному доверяет заботиться.

Глазков:

- Так и есть, это факт.

Баченина:

- Это как-то выглядит…

Глазков:

- Да, с нашей точки зрения не очень порядочно, но с точки зрения биологии и генетики, конечно, это генетическое разнообразие. Она всю жизнь при хорошем стечении обстоятельств живет с одним самцом.

Баченина:

- У нас есть бабушки? У слоних есть бабушки.

Глазков:

- Есть.

Баченина:

- Но мы говорим о России.

Глазков:

- У кабанов, у дикой свиньи.

Баченина:

- Уже не первый раз у свиней.

Глазков:

- Умнейший животные! Меня иногда спрашивают: лучшая мать, а какое животное самое умное? Они все умные. Поражают меня свиньи. Они живут стадом, причем, в стаде жесткие матриархат. У них самцы заходят в стадо и оплодотворяют самок только во время брачных игр. У них в стаде живут самцы, но…

Баченина:

- А где самцы живут?

Глазков:

- Одиночно пасутся по лесам.

Баченина:

- А это такая мамская община.

Глазков:

- Мамская. Дамская община, где царит жесткий матриархат. И вот стадом заправляет бабушка, как правило. У нее в этом стаде ее дочери, внучки, иногда даже правнучки.

Баченина:

- А у них нет проблем, что скрещиваются папа со своим же потомством?

Глазков:

- Такого не бывает. Интересные вещи происходят. Гон, да? У кабанов происходит зимой в декабре примерно.

Баченина:

- А гон что?

Глазков:

- Это момент, когда самки вступают в период половой охоты. И могут спариться с самцом. Интересно, что бабушка первая в это состояние входит. И тут же происходит синхронизация: все самки стада вступают моментально, в течение нескольких дней в половую охоту. И вот тут интересные вещи: если очень мощный самец находит это стадо, а самцы в это время перестают есть, ищут стада. Стадо бывает пять-шесть, а бывает и пятьдесят-шестьдесят.

Баченина:

- Его хватает?

Глазков:

- Вы знаете, они теряют примерно до половины массы своего тела после брачных интриг. Были или нет смертельные случаи, такого я не знаю.

Баченина:

- Есть мыши какие-то, забыла, которые помирают.

Глазков:

- Есть. Но мы говорим о России. Хочу радиослушателям рассказать, насколько уникальна наша природа. Секач, когда заходит в это стадо, он в течение двух-трех дней кроет всех самок. Причем, интересно, при спаривании с самкой у самки образуется пробка вагинальная. Она блокирует, условно говоря, потенциальное повторное скрещивание.

Баченина:

- Да вы что! Прямо как у пчел, как у пауков. Это поразительно!

Глазков:

- И самец спокоен. Он покрыл самку. И даже если вдруг…

Баченина:

- И никто не помешает его генофонду.

Глазков:

- И самка родит от него.

Баченина:

- Вы упомянули про самую крепкую семью, про волков. А там как? В детстве встречается волк и волчица? Как происходит свадьба?

Глазков:

- По поводу волчьей стаи. Волки живут стаей. Право размножаться в стае имеет только альфа-самец и альфа-самка. И потенциально это самые сильные особи. Именно физически. И психологически. Потому что мы знаем из нашей жизни, что физика не всегда является тем фактором, который дает вам право быть доминантом, но еще и психологически. Нужно психологически держать доминирование.

Баченина:

- А как они ими становятся? Альфа-самкой и альфа-самцом?

Глазков:

- Изначально с помощью драк. Они физически показывают свою силы. А дальше им нужно постоянно удерживать доминирование, потому что в стае зачастую находятся их родные братья и сестры. И все хотят стать альфа-самкой или альфа-самцом. Их постоянно сдвигают. И здесь очень интересный момент, потому что когда самца пытаются убрать самцы, самка всегда помогает ему в драке, она всегда вступает в единоборство со своим самцом. И наоборот: если самку пытаются сдвинуть другие самки, самец ей всегда помогает. Они до конца жизни держат семью.

Баченина:

- А с детьми у них как? Это, получается, их слабое звено. Родили своих детей, их соперники могут и убить.

Глазков:

- Нет, не убивают. Самка перед родами, самец с ней уходит из стаи. Вместе организуют логово, самка рожает. Первые недели самец ее кормит. Они в логове находятся примерно до месяца, а когда волчата становятся подрощенными, их они приводят в стаю. И отдают на воспитание своим братьям и сестрам.

Баченина:

- Дядям и тетям.

Глазков:

- Все верно.

Баченина:

- Вот стая. Они не стесняются? Или они уединяются для священного акта?

Глазков:

- Там у них все жестко, потому что…

Баченина:

- Вам удавалось это сфотографировать?

Глазков:

- К сожалению, нет. Что касается волков, их интимной стороны, хотя я считаю, что в животном мире ни секса, ни интима нет. Почему? Потому что у них сближение происходит только с одной целью – продолжение рода. Есть исключения. Вы сейчас скажете: дельфины. Но это исключение.

По поводу спаривания. Не знаю, потому что видеоматериалов нет. Волки ведут очень скрытую от постороннего взгляда жизнь.

Баченина:

- А у кого самые кровожадные схватки за самку?

Глазков:

- Со смертельным исходом?

Баченина:

- Да.

Глазков:

- У многих. Вы упомянули о глухарях. У них очень жесткие схватки. Иногда заканчиваются смертельным исходом. У лосей бывают подобные схватки, которые редко, но могут закончиться смертью. У медведей. У многих животных.

Баченина:

- Про романтику хотела услышать. Ухаживание присутствует в нашем обиходе во время разговора об этом. Романтика есть у кого-то?

Глазков:

- Любое брачное ухаживание – это романтика. Глухари. Они поют. Они изначально не дерутся, они поют, исполняют свою красивую песню. И они потом спускаются на землю, дерутся за самок. И пытаются понравится вот этой рябой невзрачной самочке.

Баченина:

- А самка сидит на дереве? И смотрит на них снисходительно?

Глазков:

- Там интересней. С рассветом глухари спускаются на землю, начинают выяснять отношения друг с другом. Самочки в это время подходят к ним. И начинают их подбадривать голосами. А потом уже самцы за ними увлекаются, бегают за самочками и пытаются показать, что он самый лучший.

Баченина:

- Слушайте, может, медведь ягоды приносит медведице?

Глазков:

- Есть такой красивый ритуал – ритуал подношения. Есть птица большая поганка или чомга. Она, кстати, обитает даже на внутренних озерах в Москве. Очень красивая птица. Почему поганка? Не к столу будет сказано, у нее очень невкусное мясо. Мы этот момент упустим. Безумно красивая птица. И у них есть ритуал подношения, когда самка и самец берут кусочки травы, а у них ноги растут как у пингвинов из задней части. Это водоплавающая птица, ловко плавает, но плохо ходит по суше. И они встают на поверхность земли. И такими прыжками подбегают друг к другу, вытянув шеи, и преподносят друг другу кусочки травы. Называется ритуал подношения. Они демонстрируют внимание.

Баченина:

- К сожалению, у нас все на сегодня. Но я обещание сдержу, будет вторая программа о самцах. И о мужской половой жизни в мире фауны России. Спасибо большое!