70 процентов приходящих на курсы английского языка хотят найти хорошую работу и отправиться путешествовать

В каком возрасте и где – в России или сразу за границей – лучше изучать иностранный
Большинство впервые проходит через тернии иностранного языка в школе, но одно из распространенных мнений - учить иностранный надо с рождения

Большинство впервые проходит через тернии иностранного языка в школе, но одно из распространенных мнений - учить иностранный надо с рождения

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

В прямом эфире радио КП ведущие Елена Афонина и Константин Штейн выпытывают у директора по образованию школы иностранных языков Ирины Грековой, как сделать обучение делом приятным и необременительным.

Афонина:

– Мы приветствуем всех. В студии Константин Штейн.

Штейн:

– Елена Афонина.

Афонина:

– Когда по всему миру прокатилась волна протеста, особенно в мусульманских странах, против фильма «Невиновность мусульман», то что должен сделать человек, который должен быть в курсе? Зайти на ютуб и посмотреть этот фильм, чтобы понимать, о чем потом оговорить с гостями, как эту тему обсуждать. Увы, те, кто не владеет английским языком, оказались в тупиковой ситуации, потому что фильм-то на английском. И понять что-либо невозможно. Или переводчика искать.

Штейн:

– Через тернии английского языка.

Афонина:

– Верно. Потому что для многих это тернии. Психологический момент, который связан с изучением английского языка. Точнее, неуспешным изучением английского языка, да и возраст помеха, минусов в этом процессе уже познано много. А как сделать обучение делом приятным и необременительным, об этом мы поговорим.

Штейн:

– Поговорим с нашим специальным гостей. У нас в студии находится Ирина Грекова – директор по образованию школы иностранных языков «ВКС-International House», тренер международного курса для преподавателей английского языка Cambridge CELTA. Здравствуйте, Ирина.

Грекова:

– Здравствуйте.

Афонина:

– Сколько людей приходит на курсы по необходимости и сколько – по желанию? Это разные порой вещи.

Грекова:

– Мотивация – это самый главный принцип, который движет слушателями. Люди приходят с самыми разными задачами. Думаю, что процентов 70 – люди, которыми нужен язык для какой-то конкретной цели, для того, чтобы улучшить возможность устройства на работу, путешествовать. В процессе обучения очень много слушателей увлекаются языком, как предметом. И в дальнейшем они изучают язык в связи с тем, что им становится интересно.

Штейн:

– Какой минимальный и максимальный возраст тех, кто приходит сегодня обучаться английскому?

Грекова:

– Возраст самый разный. Если говорить на примере нашей школы, то популярность детского обучения, тинэйджеров, возрастает с каждым годом. Процент обучения детей в школе растет каждый год. Может, 60-70 процентов – дети. Среди взрослых слушателей – возраст от 20 до 35-45 лет. Это очень жаль. Я только что вернулась из Китая, где в Пекине проводила интенсивный курс обучения преподавателей. И 70 процентов студентов в группах, которые изучают английский язык, это пенсионеры. Что просто удивительно. Очень большое количество пожилых людей принимают активное участие в жизни.

Штейн:

– Это перекликается с темой, которую мы затрагивали час назад в эфире, что наше Министерство образования предлагает повышать возраст студентов. Говорит, что людям старше 45-ти и даже до 60 лет нужно идти учиться. В принципе, это действительно та же логика. Это правильно.

Грекова:

– Очень обидно, что люди старше 55-60 лет очень с большим волнением поступают на разные программы. Не только как студенты, а на курсы повышения квалификации, как преподаватели. Обязательно задают вопрос: будут ли там студенты приблизительно такого возраста. Они очень комплексуют. Я считаю, это совершенно напрасно. Язык нужно изучать в любом возрасте.

Афонина:

– Считается, что язык лучше усваивается на «молодые мозги». Тем не менее, это так. Не случайно сейчас начинают обучать детей чуть ли не с пеленок. Он еще бутылочку с молочком сосет, а уже ему какие-то английские слова в голову вдалбливают. Считается, что именно таким образом ребенок усваивает иностранный язык, как свой собственный. Может быть, правда в этом есть. Чем старше мы становимся, тем больше у нас психологических проблем по неудачному изучению того или иного языка. Школьная программа, которая далека от совершенства изучения языка. Далее мы сталкиваемся с тем, что не можем преодолеть барьер и перейти на разговорный язык. Все это накапливается. И к тому возрасту, наверное, очень сложно этот груз проблем с себя скинуть.

Грекова:

– Есть свои плюсы и минусы в каждом возрасте в отношении обучения иностранным языкам, Есть абсолютно точные данные, что овладеть произношением на уровне носителя языка возможно до уровня полового созревания, до 13-14 лет. Если семья переезжает в страну с другим иностранным языком, то у детей есть возможность достичь такого уровня владения произношением. Это связано с физиологическими особенностями. В дальнейшем это возможно, но для этого потребуется больше времени. Что касается самого процесса изучения языка, здесь работает момент мотивации. Для детей мотивация, как правило, родители, которые толкают. Большинство детей не очень отдают себе отчет, для чего им нужен язык. Но поскольку память очень хорошо работает в этом возрасте, однако работает кратковременная память. В дальнейшем если нет определенной практики, язык очень быстро забывается. Что касается взрослых людей, они сами принимают решение. Они приходят с конкретной целью. У них есть определенная задача, для чего им нужен язык. Порой такое обучение гораздо более эффективно, поскольку в данном случае речь идет о долгосрочной памяти.

Штейн:

– Сколько в среднем нужно времени для того, чтобы получить базовые знания и начать разговаривать на английском языке.

Грекова:

– Я хочу развеять странный миф, который сложился на сегодняшний день у очень многих слушателей, которые приходят на курсы. Нужно четко понимать, что выучить язык быстро невозможно. Язык – это океан, это бесконечный процесс. Другое дело, какой определенный уровень вы хотите достичь. Мне предстояла работа в Китае месяц. У меня было четыре урока. Для того, чтобы сказать «здравствуйте», «спасибо», «где», самые необходимые фразы, даже четыре урока было очень полезно для того, чтобы чувствовать себя более комфортно за границей. Чтобы, потерявшись, выяснить, как пройти до станции метро, где находится супермаркет, аптека. Думаю, что нужно как минимум, пару лет. Главный принцип – систематические занятия. Пусть это будет один раз в неделю, но систематически.

Афонина:

– Ирина, зачем базовые знания, если сейчас туристам, выезжающим за рубеж, выдаются чудесные разговорники, где, даже не зная языка, ты видишь фразу на языке страны, в которую едешь?

Звонок Владимира:

– Здравствуйте. Мне 45 лет. Я работаю дальнобойщиком. За это лето мне приходилось довозить двух иностранцев-автостопщиков. Для них в Европе знать несколько языков нормально. Я с собой всегда вожу ноутбук. Я записал туда 90 уроков разговорной речи. С утра надеваю наушники и кручу урок, пока мне в мозги не впадет. Мне самому интересно в 45 лет изучать язык. И еще интересно, когда приезжаешь загружаться или выгружаться и начинаешь говорить по-английски, у некоторых округляются глаза. Или в магазине разыгрываю так.

Афонина:

– Я говорила о разговорниках. Владимир пошел дальше. Действительно, есть курсы, которые записаны на аудио носителях. Зачем тогда нужны реальные курсы и заменяет ли одно другое?

Грекова:

– Речь идет о том, что люди хотят общаться. Одно дело – выполнить какую-то задачу, найти, потерявшись, автобусную станцию. Другое дело – завязать общение. Товарищ, который звонил, думаю, испытывает потрясающее чувство свободы. Когда у меня получился маленький диалог на китайском языке, я почувствовала себя на другой планете. Это чувство непередаваемое. Люди испытывают удовольствие.

Штейн:

– В Испании этим летом испытал похожее чувство. Мои знания испанского даже базовыми назвать нельзя, но тем не менее я смог построить предложение и получить ответ на языке оригинала.

Звонок Валентины:

– Здравствуйте. Мне по роду своей деятельности, мне 66 лет, приходилось работать в Монголии. Я изучала монгольский язык. Я очень успешно его освоила. Мои дети, когда закончили школу, завели знакомство с англичанином. Он закончил Кембриджский университет, он разъезжал по миру. Когда он услышал речь наших учителей английского языка, был в ужасе. Объясните мне, каким образом наши учителя преподают, не владея именно истинным английским языком? Моя дочь поехала в Англию, она узнала суть этого языка в течение полутора месяцев, хотя изучала в школе английский язык. Преподаватель сказал: у вас американизированный язык.

Грекова:

– Я должна отметить, что квалификация наших преподавателей прекрасна. Сейчас огромное количество великолепных педагогов работает в школах и вузах. Но одновременно я должна отметить, что в качестве повышения квалификации к нам обращаются выпускники вузов иностранных языков. Зачастую мы вынуждены отказать им в приеме на курс в связи с недостаточным уровнем английского языка. Мы были вынуждены по рекомендации Кембриджа ввести языковой тест для того, чтобы тестировать неносителя языка. В связи с тем, что мы должны представлять как носителям так и не носителям – равные права. Для носителей языка у нас есть тест по грамматике, поскольку для них самая большая проблема – анализ собственного языка, чем владеют русские преподаватели виртуозно. Любое правило грамматическое и любой временной глагол будет разобран на молекулярном уровне. Что касается произношения, это очень тонкий вопрос. Для того, чтобы владеть мелодикой речи, нужно постоянно общаться, присутствовать в атмосфере употребления языка, что очень сложно.

Штейн:

– Может, не стоит тратить время и деньги в России, может, стоит сразу ехать за рубеж?

Грекова:

– Это непростой вопрос. Очень часто с ним обращаются студенты. Я считаю, что на начальном уровне нужно получить базовые знания здесь. Если преподаватель владеет вашим, русским языком, это очень большое подспорье. Поскольку помочь в объяснении сложных лексико-грамматических моментов гораздо проще, на это меньше времени уходит.

Штейн:

– Спасибо большое.

<<Самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" мы собрали для вас ЗДЕСЬ >>