Премия Рунета-2020
Курск
+9°
Boom metrics
НовостиОбщество27 февраля 2014 11:03

В Курске разгорелись споры вокруг дома, где жил автор «Черного квадрата»

Чиновники заявили, что для создания музея Малевича не хватает экспонатов, а адрес проживания художника «ложный»

В Год культуры разгорелись нешуточные страсти вокруг курского наследия и памяти всемирно известного художника Каземира Малевича. К слову, в этом году весь мир отмечает также 135-летие русского авангардиста. Но вопрос о создании в Курске, где прожил Малевич 11 лет своей сознательной жизни, музея художника так и остается открытым. Мало того, на днях чиновники официально озвучили свою позицию, которая сводится к тому, что подобного музея в городу, скорее всего, не видать.

Где эта улица, где этот дом?

Прежде всего, областные власти опровергли информацию о том, что в доме по улице Почтовая, 17, в Курске когда-то жила семья автора «Черного квадрата».

- У многих курян сложилось представление, что в доме, расположенном на улице Почтовая, 17 в областном центре, проживал известный художник, основатель супрематизма в абстрактном искусстве Казимир Малевич, - говорит председатель областного комитета по культуре Валерий Рудской. - Такое мнение является ошибочным и это подтверждает государственная историко-культурная экспертиза, выполненная в октябре прошлого года.

По словам Руцкого, при ее проведении установлены интересные факты. Так, одноэтажный дом на высоком цокольном этаже по улице Почтовая, 17 относится ко времени постройки второй половины XIX века. Перед революцией 1917 года он принадлежал Марии и Евдокии Безходарным, наследницам умершего в 1906 году их отца - мещанина Алексея Филипповича Безходарного. Домовладение Безходарных было представлено домом из кирпича и дерева, тремя сараями и «службами». Площадь принадлежавшего им недвижимого имущества в то время составляла 595 квадратных саженей. По данным на 1912 год здесь находилась прачечная «Московская».

В 1918 году недвижимое имущество Безходарных было муниципализировано. После Гражданской войны дом оказался бесхозяйственным. Его распорядителем стал образованный в 20-е годы ЖАКТ имени Калинина. С тех пор до недавнего времени дом был жилой.

- Дом № 17 по улице Почтовой (до революции называвшейся также Почтовым переулком, или Москалевской) ошибочно связывается с именем Казимира Малевича. Такая привязка основывается на формальном перенесении номера дома (из документа 1905 года) на современную нумерацию при внешнем сходстве в описании здания, - утверждает Валерий Рудской. - В этой связи нужно отметить, что нынешняя нумерация Почтовой улицы сложилась в 1910-е годы и привела к смене существовавших ранее неупорядоченных номеров зданий. В результате этого дом Безходарных изменил прежний номер 19-й (встречающийся в источниках за 1900-е гг. и ранее) на 17-й, существующий и поныне. Реальный же «дом Малевича» ныне имеет № 13.

Однако с такой постановкой вопроса абсолютно не согласен «главный курский хранитель» памяти о Малевиче – хозяин галереи «АЯ» Олег Радин:

- Вся эта «экспертиза» - полный бред, - утверждает художник. – Передо мной архивное дело, в котором ясно говорится о том, что Каземир Малевич проживал в полуподвальном помещении с тремя окнами наружу и пятью во двор. А у дома номер 13 по Почтовой – внизу пять окон. Да, нумерация может быть перепутана, но описание дома идеально подходит. В конце концов, не имеет особого значения, где именно жил художник, хотя у меня на этот счет сомнений нет. Нужно сохранить хотя бы один дом того времени по улице Почтовой, и сделать там полноценный музей. Музеи Малевича есть по всему миру – в Амстердаме, Нью-Йорке, Париже. Эти города прямого отношения к художнику не имеют, но только в Курске, где Малевич прожил довольно долгое время, отдельные личности упорно не хотят увековечить его память.

Курский «дом Малевича» сейчас на грани разрушения, жильцов из него выселили, место это превратилось в помойку, куда сбрасывают мусор. В планах мэрии, скорее всего, пустить здание под снос, и уж никак не восстанавливать его, ведь земля в центре города – на вес золота.

«Виноват Малевич - сам уничтожил свои курские картины»

- Ничего супрематического или близкого к тому в курском периоде творчества художника ни на материальном, ни на теоретическом уровне не обнаруживается. Более того, работы курского периода самим автором были уничтожены, - отметили искусствоведы из администрации региона. - Также не стоит забывать и о том, что музейный статус «обязывает» иметь хотя бы 80 процентов аутентичных, подлинных произведений и предметов автора. В этом случае их не так много, как хотелось бы.

Но, как выяснилось, вопреки утверждениям местных чиновников, работы курского периода все же сохранились – они есть в Русском музее. А Олег Радин полагает, что создать в Курске музей Малевича вполне по силам:

- Ко мне приезжают исследователи творчества Малевича из Лондона, Парижа, Австралии только для того, чтобы посмотреть на четыре уникальных фото, которые есть у меня. В Курске сохранились также архивные документы о самом художнике и его семье – в частности записи о венчании Малевича и крещении его детей в Курском католическом костеле. Есть и адреса, с которыми связана судьба автора «Четного квадрата».

Но у чиновников свой взгляд на эту тему:

- Если строить экспозицию на типологически близких вещах, то получится псевдо-музей, - утверждает председатель комитета по культуре Валерий Руцкой.

По мнению чиновников, идея создания музея Малевича в Курске «заслуживает внимания», но предложенная инициатива «весьма неоднозначна».

Между тем, что с Курском связаны первые серьезные попытки художника заняться живописью. Именно здесь Малевич входил в круг курских художников, женился на дочери курского лекаря, венчался в местном костеле.

В Курске Малевич прожил 11 лет своей сознательной жизни. В 1896 году, когда Каземиру исполнилось 17 лет, сюда из соседней Украины переехали его родители.

Здесь Казимир работал чертёжником в Управлении Курско-Московской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вместе с соратниками по духу Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Малевич вынужден был вести как бы двойную жизнь — с одной стороны повседневные заботы провинциала, нелюбимая и тоскливая служба чертёжником на железной дороге и с другой — жажда творчества.

1898 год сам Малевич в своей «Автобиографии» назвал «началом публичных выставок». Именно Малевич и его художественные выставки стали в Курске "центром притяжения" для людей творческих.

В 1899 году художник женился на Казимире Зглейц, а 27 января 1902 года в Курске в католическом храме пара обвенчалась. Кстати, в этом же храме крестились и дети Малевича, об этом сохранились уникальные записи в курском архиве.

Правда, вскоре провинциальная жизнь и скучная служба надоели Малевичу. И он твердо решил перебраться из Курска в столицу, фактически бросив здесь свою семью. Он дважды пытался поступить в Московское училище живописи, а когда кончились деньги на жизнь в столице, даже вернулся в Курск. Но в конце-концов все же покинул этот город.

Памятную доску Малевичу открыли «неофициально»

Не смотря на то, что в Курске сохранились и дом, где жили Малевичи, и храм, где он венчался и крестил своих детей и здание, где художник служил, память о знаменитом авангардисте до сих пор так и не увековечена.

Держатель галереи «АЯ» Олег Радин еще в 1998 году по собственной инициативе повесил на доме на улице Почтовой, 17 доску в память о знаменитом жильце. Но провисела она недолго…

11 февраля в День рождения Малевича памятная доска Каземиру Малевичу появилась на здании галереи «АЯ», опять же по инициативе художника. Именно здесь, на улице Веселая в начале 20 века была студия Якименко-Забуга — одного из основателей товарищества курских художников. Сюда приходил и Казимир Малевич, отсюда же позже "вышел" и другой художник с мировым именем - Александр Дейнека.

- Я считаю, что в Курске обязательно нужно открыть музей Малевичу. Это будет только плюсом для города. А пока дом, где жили Малевичи на Почтовой того и гляди, разрушится, и до этого никому нет дела, - сокрушается Олег Радин.

Мини-музей Малевича, где хранятся бесценные экспонаты мирового значения, художник пока держит в собственной галерее.