Boom metrics
Звезды3 июля 2024 10:51

Дружил с Маяковским, любил белые костюмы, женщин и цветы

Самую большую коллекцию картин Александра Дейнеки последние дни экспонируют в Курске
Работы курянина, которые хранятся на родине художника, широко известны во всем мире

Работы курянина, которые хранятся на родине художника, широко известны во всем мире

Фото: Светлана ВОЛКОВА. Перейти в Фотобанк КП

20 мая 2024 года в России отметили 125 лет со Дня рождения советского художника с мировым именем - «певца соцреализма», Александра Дейнека. К этой дате в Курске, на родине мастера экспонируют уникальную коллекцию из почти 200 работ. Интерактивная выставка рассказывает о Дейнеке известном и малоизвестном.

Великий экспериментатор

Несмотря на свою приверженность соцреализму, Александр Дейнека любил экспериментировать с жанрами. Мировую популярность полотна гения художественного соцреализма приобрели еще и потому, что он не скучен, а разнообразен и правдив.

Вот, например, откровенно импрессионистская картина... 1937 года - «Деревенские ребята».

Импрессионистская "Деревенские ребята" была написана... в 1937 году

Импрессионистская "Деревенские ребята" была написана... в 1937 году

Фото: Светлана ВОЛКОВА. Перейти в Фотобанк КП

В Курской картинной галерее, которая носит имя мастера, хранятся эскизы к этому полотну.

- По ним можно проследить, как картина формируется. Она, ведь, очень любопытная и очень непростая, - рассказывает директор Курской картинной галереи Игорь Припачкин. - Импрессионистская она потому, как Дейнека передает здесь солнечный свет, белесый, яркий, очень теплый. А горизонт здесь неровный. Это фирменное небо Дейнеки. Вроде бы монументально, как на фреске. Он добивается такой фактуры как стенопись.

Зачем дейнековских боксеров выдавали за военных

Или вот картина «После боя», которая в контексте нашего времени воспринимается очень странно. Эта картина была показана в 1943 году. В Москве на выставке в Третьяковской галерее с участием многих известных художников. Тогда уже было ясно, что наступил перелом в Великой Отечественной войне.

- Полотно на выставке висело рядом с картиной «Сбитый ас», на которой изображен немецкий летчик, который вот-вот упадет на землю. И все рецензенты воспринимали эту картину «После боя» как военную.

На полотне мы видим сильные мужские тела. Это наши воины, которые развивают мускулатуру, спортивные, гигиеничные. Это позволяет им бить врага. То есть сопоставление военной картины «Сбитый ас» с этой работой, которая изначально была написана на спортивную тему, - вот такая связь была в 1943 году очевидна — говорит директор Курской галереи имени Дейнеки.

Кстати, у картины двойная дата - 1937-42 годы. Дело в том, что в 1942 году художник «отрезал» фигуру, которая была с правой стороны.

Игорь Припачкин рассказал забавную историю, как в Курске в советское время «легализовали» это полотно с обнаженной мужской натурой.

- Когда я пришел работать в картинную галерею в 1982 году, чтобы показать эту картину, мы ее должны были как-то легализовать. Поэтому говорили, что на полотне изображены летчики Второй мировой войны после боя. Хотя в действительности это боксеры после тренировок. И что касается названия, то имеется ввиду боксерский бой!

В трудный период художника поддержала молодежь

Кстати, интерес художника к боксу прослеживается и на других полотнах. Взять, например, автопортрет мастера. На экспозиции он расположен в окружении графических работ мастера.

Здесь он изображает себя как боксера.

История такова. Александр Дейнека работал директором Московского института прикладного и декоративного искусства. В 1948 году его уволят за формализм. Его «выплевывают» его соратники-художники, потому что Дейнека ломал каноны классической живописи.

- В 60-е годы он начнет писать просто некрасивые картины, он изменит сам себе. Потом, в 60-е, он снова возродится, станет в авангарде живописи.

Это произойдет потому, что в конце 50-х появится учащаяся молодежь художественных вузов, которая выступит против рутины, против засилья кандового передвижничества.

Прошло сто лет с эпохи передвижничества, а все пишут по-прежнему. Молодежь не хочет этого делать, - рассказывает Игорь Припачкин. -

Есть воспоминания одной из учениц Дейнеки, где она пишет, как в Суриковском училище боролись с рутиной. Благодаря этой группе молодежи Дейнека и смог возродится. Он был одинок, но если видел какую-то руку помощи, то это ему помогало.

Брутальный эстет

Один из уголков огромной экспозиции посвящен теме телесности, к которой мастер также был неравнодушен. Здесь, например, портрет его первой жены Серафимы. Там же - скульптурное изображение. Дальше - девушки-модели, которые ему нравились. Они просто были дружны, некоторые неоднократно позировали художнику, считают исследователи.

Дейнека в отличие от большинства художников в быту был очень аккуратен. Например, он любил ходить в белом костюме. А еще он обожал цветы и выращивал их у себя на даче. К слову, у него было несколько дач, последовательно.

Да и лучшая библиотека в Москве по искусству, как считалось, была у Дейнеки. Словом, художник был большой эстет, несмотря на свою брутальность.

Тема женственности так или иначе находит свое продолжение в течение всего его творчества.

Экспозицию дополнили предметами того времени

Экспозицию дополнили предметами того времени

Фото: Светлана ВОЛКОВА. Перейти в Фотобанк КП

Вот, например, знаменитая Натурщица 1936 года. Сам мастер называл эту работу «Моя веласкезочка», намекая на то, что эта картина соотносится с знаменитым полотном Диего Веласкеса «Туалет Венеры» из коллекции Лондонской национальной галереи.

В этом году в Курской картинной галерее, на родине художника, решили эту связь актуализировать. Реставраторы галереи имени Дейнеки написали копию лондонской картины Веласкеса.

На выставке развитие темы лежащего женского тела можно посмотреть на тачскрине.

От соцреализма до поп-арта

В какой-то момент Дейнека едет во Францию и пишет там работы. Он создает «Трудное решение» и «Инженер». Первая картина — это поп-арт, замешанный на очень хорошей классической школе с обилием цвета и графики.

В этот период Дейнека все свое творчество будто осовременивает, то есть доводит до поп-арта, не теряя культурного начала.

Очень интересная работа и не совсем объяснимая -«Портрет молодого инженера» - содержат элементы сюрреализма. Например, абсолютно белый фон. Это работает. Здесь и интеллект, и администрирование — все собрано в полотне. И еще здесь... портрет Маяковского, с которого художник и писал «Инженера». А Маяковского он очень любил.

На выставке можно увидеть также малоизвестнеы эскизы и графику художника

На выставке можно увидеть также малоизвестнеы эскизы и графику художника

Фото: Светлана ВОЛКОВА. Перейти в Фотобанк КП

Дейнека был моложе поэта всего на пять лет, и они сдружились. Маяковский повлиял на стилистику художника. Например, считается, что именно поэт посоветовал ему, что на картине все должно быть крупно и читаться издалека, заложив своего рода идею монументализма в творчество Дейнеки.

На родине Александра Дейнеки в Курске в юбилейный год проходит целый ряд мероприятий, посвященных художнику с мировым именем. Но эта экспозиция уникальна, поскольку собрала самые разные работы, в том числе малоизвестные эскизы мастера разных периодов.