Премия Рунета-2020
Курск
+27°
Boom metrics
Звезды6 октября 2023 17:55

«От зарубежных гастролей отказываемся добровольно!»

Директор Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова рассказал, как складывается жизнь коллектива в период санкций и СВО
- Даже в тех странах, которые к нам нейтральны, невозможно сегодня провести концерты, - отметил Георгий Агеев

- Даже в тех странах, которые к нам нейтральны, невозможно сегодня провести концерты, - отметил Георгий Агеев

Фото: Светлана ВОЛКОВА. Перейти в Фотобанк КП

Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова сейчас активно гастролирует по регионам России. Как связаны искусство и политика, и каково это взаимное влияние, рассказал бессменный директор всемирно известного коллектива Георгий Агеев:

- Что в ситуации специальной военной операции оркестр должен делать для страны, кроме концертов с тем градусом эмоций, которые дают надежду, воодушевляют людей, заставляют их хотя бы на эти полтора часа забыть, что вчера был прилет, завтра может быть прилет, о том, что где-то гибнут их соотечественники?

«Особый прием у нас в каждом городе»

В этом сезоне мы имеем полную возможность вообще из Москвы не выезжать, у нас аншлаги. В сезон — около 80 концертов. В этом сезоне 42 концерта мы играем вне Москвы, потому что мы считаем своим долгом приехать туда, где нас ждут и выступить там, где мы нужнее. Ведь в Москве все-таки большое количество и театров, и солистов, хотя сегодня их стало намного меньше, во всяком случае если говорить о зарубежных коллективах.

Когда наш оркестр создавался чуть более 20 лет назад, вопрос, который задал Президент Спивакову, был - будет ли оркестр постоянно стремиться за рубеж или делать акцент на выступления в регионах. И Владимир Теодорович сказал: "Я буду стараться делать все то, что делал в «Виртуозах». Я люблю Россию, я люблю ездить в регионы России, и буду делать все для этого".

На самом деле, если не брать Мариинский театр, который состоит из огромного количества людей, и может играть в Петербурге, Владикавказе и на Дальнем Востоке отдельные спектакли и еще при этом ездить на поезде по стране, мы гастролируем по России больше всех. И мы этому очень рады. Мы ждем встречи с публикой, как и она - встреч с нами.

Есть, конечно, малые города и мы можем сравнить залы, например, с точки зрения акустики, но публики первого и второго сорта для нас нет. И если нас спросят, был ли сегодня особый прием, то я скажу, не было особого приема, нас принимают так в каждом городе. И мы привыкли к этому, мы гордимся этим, мы счастливы.

Коллектив прекрасно встречают в России

Коллектив прекрасно встречают в России

Фото: Светлана ВОЛКОВА. Перейти в Фотобанк КП

Мы же прекрасно понимаем, что тут рядом проходят боевые действия. И мне люди задают вопрос, а надо ли сейчас туда ехать? Но тут же тоже люди живут!

О музыке и демографии

- Как вы считаете, какой эффект оказывают ваши гастроли в отдаленных регионах на тамошнюю жизнь?

- По статистике аудитория театров и концертов в России — четыре процента населения. Аудитория классической музыки — полтора процента населения. И все-таки есть такие редкие художники, к которым относится Владимир Теодорович, - у нас в стране есть еще Денис Мацуев, Валерий Гергиев, Юрий Башмет, пожалуй, на этом список можно закрыть, - само присутствие которых за пультом в том или ином проекте, даже если они проходят на открытом пространстве, на открытых площадях, гарантирует интерес слушателей.

У нас нет проблем с тем, чтобы где-то нас не ждали или у нас были полупустые залы.

Более того, обычно ситуация бывает такая — артист, дирижер, выходит на сцену, его вежливо приветствуют, после концерта иногда такими же вежливыми аплодисментами иногда чуть более восторженными, провожают.

У нас очень часто бывают ситуации, что Владимир Теодорович выходит на сцену, ничего не сделав, и уже градус поднимается, часто овациями его встречают. А как провожают, я из скромности молчу. Более того, есть даже фестиваль «Спиваков приглашает», который очень во многих регионах России проходит. Но в этом сезоне нас попросили приехать Челябинск, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Казань и еще в целый ряд городов весной.

Мне кажется, это правильно, так и должно быть, если оркестр носит статус Национального оркестра своей страны.

Например, мы в Перми — каждый год много-много лет. Там менялись разные губернаторы, разные тенденции, они пытались стать культурной столицей России в плане инноваций. Хотя там есть замечательные культурные традиции, связанные с театром оперы и балета, изобразительным искусством. И вот один из губернаторов как-то сказал: «Вы знаете, у нас долгое время была огромная проблема с демографической ситуацией, как и по всей стране, был отток людей из города и снижалась рождаемость. И в какой-то момент вдруг ситуация повернулась в благоприятную сторону. Провели социологический опрос, что повлияло на решение пермяков остаться в своем городе. И среди прочих факторов оказался Спиваков с его фестивалем».

Вот представьте себе — где демография, а где мы! Все связано!

Меценатов очень мало

- Какую роль играют деньги в существовании вашего коллектива, возможности гастролировать по стране?

- Еще до проведения СВО в списке «Форбс» было больше 200 публикуемых крупнейших миллиардеров. А настоящих меценатов, которые на самом деле помогают гуманитарной сфере, очень мало. Поэтому мы стучимся во многие двери, но чаще всего получаем отказ. Музыкальные инструменты стоят огромные деньги. Десятки тысяч евро стоит каждый инструмент в оркестре, особенно струнный. И время от времени они приходят в негодность. Зарплата у музыкантов у нас в оркестре ниже средней по Москве, у великолепных музыкантов, гордости России. По статистике средняя зарплата в столице — 141 тысяча, а в оркестре такую зарплату получают единицы.

По словам директора коллектива, зарплата у музыкантов в оркестре ниже средней по Москве

По словам директора коллектива, зарплата у музыкантов в оркестре ниже средней по Москве

Фото: Светлана ВОЛКОВА. Перейти в Фотобанк КП

Мы ведем очень активную социальную политику, поддерживаем детей в каждой семье. Мы помогаем людям, которые нуждаются в операциях, реабилитации, а это стоит сотни тысяч рублей. Ведь нельзя оставлять человека в беде. На всю Россию было два коллектива, которые поддерживали детей, вне зависимости от государства. Это был театр Табакова и наш оркестр. Теперь вот эти десять тысяч на ребенка выплачиваем только мы. А у нас в каждой семье по трое-четверо детей.

Спивакова лишили фестиваля за то, что остался в России

- Какая сейчас ситуация с зарубежными гастролями?

- Зарубежных гастролей нет. Поедем сейчас в Китай спустя много лет. Нам даже Министерство культуры не рекомендует многие регионы, которые нас зовут. Например, Арабские Эмираты, где много денег и много русских. Но эти русские настроены враждебно к нашей власти, к Президенту. И там возможны провокации с разворотом украинского флага и с какими-то вопросами на пресс-конференции. Мы сами отказываемся добровольно, чтобы не было никаких проблем.

Даже в тех странах, которые к нам нейтральны, как Венгрия или Сербия, невозможно сегодня провести концерты. У нас было по шесть-семь гастролей в год начало СВО в прекрасных странах — в Италии, Швейцарии, Германии, все абсолютно отменилось.

Звонят нам концертные агенты и говорят: «До лучших времен. Мы без вас плохо живем, у нас плохо с публикой, никто не может вас заменить, но будем ждать».

Последние зарубежные гастроли у нас были в Италии несколько лет назад. Так много было гастролей по хорошим залам и в странах, в которых исторически любят и ценят классическую музыку! Плюс фестиваль в Кальмаре, который мы потеряли. Спивакова лишили этого фестиваля во Франции, которым он руководил 33 года, и отобрали скрипку Страдивари за то, что он остался в России, не уехал и не осудил СВО. Мы свою цену платим!

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые российские телешоу: на Первом перепевают звезд, на ТНТ перевоплощаются, на ТВ3 - бесовщина (подробнее)