Премия Рунета-2020
Курск
+19°
Boom metrics
Общество17 июня 2022 13:20

Зеркальные схемы, 400 птиц и запах красного цвета

В курском центре "Добрыня" пытаются разгадать, как видят мир дети-аутисты
Ольга ДАНИЛОВА
Арт-терапия - один из популярных методов релаксации

Арт-терапия - один из популярных методов релаксации

Фото: предоставлено героем публикации.

В России детям все чаще ставят диагноз расстройство аутистического спектра (РАС). Говоря научным языком, это состояние, при котором у человека есть отклонения в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченный, стереотипный, повторяющийся набор интересов и занятий.

Выделяют три основных признака расстройства: дефицит способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, ограниченные интересы, часто повторяющиеся поведенческие действия.

Корреспондент «Курской правды» попыталась рассмотреть живописные работы детей, у которых диагностирован аутизм, и осталась под сильнейшим впечатлением от увиденного.

Связь с миром через рисунок

Семилетний Петя посещает центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня» в Курчатове. В этом году он закончил дошкольное подразделение центра. Стены одного из классов украшают рисунки мальчика.

– У Пети это уже вторая выставка, – рассказывает заместитель исполнительного директора образовательного подразделения центра Ирина Правдивцева. – Мы заметили, что мальчик не просто копирует сюжет, предложенный детям на занятии, а по-своему его интерпретирует, всегда стремится добавить что-то от себя.

– Он рисует на всем, что попадется: на пляже в Крыму – на гальке мокрым кончиком моей косы, раскрашивает куриные яйца, – говорит мама ребенка Дина. – Причем, не только на Пасху и не всегда вареные. Частенько свои рисунки вывешивает на холодильник, прикрепляя их магнитами.

Специалисты стараются "прочитать" рисунки особенных малышей, чтобы лучше понять их внутренний мир

Специалисты стараются "прочитать" рисунки особенных малышей, чтобы лучше понять их внутренний мир

Фото: предоставлено героем публикации.

Вообще, увлечение рисованием начиналось у него с рожиц и гусениц. Сначала мальчик изображал только веселые и добрые лица, потом вдруг на какое-то время в его нарисованном мире появились и злые персонажи, но ненадолго. Дальше пошли квадраты-треугольники, спирали – все геометрические фигуры были живыми, с глазами.

– Он как будто стремится оживить все, что его окружает. Рисует лица фруктам, – улыбается мама. – Если заходим в канцелярский магазин, Петя знает, что там делать – набирает кистей побольше, не забудет захватить стакан для воды побольше и краски. Всегда находит чем заняться, любит сенсорные вещи, опыты… Был у него период аквагрима – рисования на себе, как я говорю, период усов Дали. У нас дома все стены исчерчены, и я не мешаю сыну реализовывать себя таким образом. Бывает, пробирается сам к кулеру, набирает воду и рисует. Иногда это занятие так поглощает его, что в день уходит набор красок.

С окружающими Петя общается в основном с помощью рисунков.

Терапия художеством

– Я заметила, изображения на рисунках Пети нередко фрагментарные, могут быть изменены углы – какой-то особый ракурс, – продолжает рассказ мама мальчика. – То же самое происходит, когда Петя строит балансирующие башни. Можно подумать, что он специально вымеряет углы. Если я попытаюсь сделать подобное, у меня непременно все завалится, а него стоит! Видимо, чтобы такая конструкция, которая неизвестно как держится, стояла, нужно особенно ее строить и видеть мир под каким-то особым углом.

Рисование успокаивает. Именно поэтому многие неосознанно прибегают к арт-терапии, раскрашивая так называемые мандалы – картины по номерам.

– Рисование имеет терапевтический эффект, – подтверждает психолог Елена Иванова. – Оно помогает структурировать мысли. Кроме того, по штриховке, используемым цветам можно понять, в каком состоянии человек делает рисунок.

Психологи обращают внимание не только на то, что рисуют их подопечные, но и как они это делают.

– Очень сильный нажим может говорить о некотором состоянии злости, агрессии или же потребности выразить себя более ярко, – объясняет специальный психолог курской некоммерческой организации «Расширяя мир» Виктория Кофанова. – Иногда, если у ребенка с аутизмом есть нарушения в интеллектуальной сфере, его работы могут выглядеть как рисунки ребенка более младшего возраста.

"Если начинают творить, их работы незабываемы!"

Виктория – мама двоих детей с аутизмом и прекрасно знает, о чем говорит.

– Не все особенные дети любят рисовать. Многим из них это занятие может быть совсем не интересно, – замечает она. – Но если начинают творить – их работы незабываемы! Среди моих учениц есть восьмилетняя девочка Маша, у которой к рисованию особый интерес. Часто она изображает героев мультфильмов «Ну, погоди!» и «Бременские музыканты». Как-то при ней я открыла сайт бургерной, ее заинтересовало, и она тут же изобразила несколько бургеров и пирожков с вишней.

У таких детей, отмечает специалист, нет понятия границ, они не могут оставить действие незаконченным. Не хватило места рисунку на листе – ничего страшного. Просто продолжит его на парте.

Нередко на рисунках аутичных детей формулы, схемы изображены зеркально. Кстати, их художники с иным восприятием мира изображают довольно часто. Один и тот же рисунок, увиденный однажды, ребенок может выводить снова и снова, и не столь важно, что именно его заинтересовало – заставка кинообъединения или забавный заяц. На одной из работ, которые нам показали специалисты, лапки зайца не вместились внизу, и ребенок нарисовал их рядом с ушастым, сбоку.

Особое внимание - деталям

- То, что имеющим диагноз аутизм не интересны другие люди – миф, – резюмирует Кофанова. – Они очень даже интересны. Другое дело – ребенку сложно наладить с ними коммуникацию. Ведь, возможно, они даже звуки, краски воспринимают по-другому.

Специалист приводит пример из жизни, как ребенок с аутизмом может, например, «почувствовать запах красного цвета».

Кстати, цветовые предпочтения у детей разные, и все же обычно раньше других закачивается фломастер синего цвета.

– Возможно, это связано с тем, что синий цвет ребенок начинает отличать от остальных одним из первых, – объясняет специальный психолог, дефектолог семейного центра развития и коррекции «Ветра надежды» Камиль Тулейманов. – Особое внимание дети с расстройством аутистического спектра уделяют деталям. Например, если особенный ребенок возьмется изображать машину, то он может нарисовать ее схематично, а колеса – детально.

Были ли Ван Гог и Пикассо аутистами?

Черты аутистического восприятия мира имеют работы таких признанных гениев, как Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо, Иероним Босх. Однако мир на работах особенных художников может быть и предельно реалистичным. Так, художник Стивен Вилтшер рисует Нью-Йорк по памяти после 20-минутного полета над городом на вертолете, удивляя достоверностью изображения. А десятилетний Дэвид Барт изобразил на одном рисунке почти 400 птиц. Причем он знает латинские названия большинства из них.

СПРАВКА "КП"

Точные причины РАС до сих пор не выявлены. Есть много факторов, повышающих вероятность развития расстройства у ребенка. В их числе — факторы окружающей среды и генетика.

Версию о вакцинации отрицает ВОЗ, заявляя, что вакцины не вызывают расстройства аутистического спектра.

В мировой образовательной практике доказана эффективность поведенческих подходов для детей с РАС. Например, системы поддержания желательного поведения.