2018-05-15T15:57:19+03:00

Олимпийский чемпион Валерий Чаплыгин: «К велоспорту сейчас интерес большой, но тренироваться негде»

«КП» поговорила о популярном современном увлечении с легендой советского спорта
Валерий Чаплыгин – легендарный советский велогонщик.Валерий Чаплыгин – легендарный советский велогонщик.Фото: Светлана ВОЛКОВА
Изменить размер текста:

Отличная весенняя погода – прекрасный повод прокатиться на велосипеде. На улицах города все чаще видишь велосипедистов разных возрастов. Многие даже пересаживаются из личных авто на "железных коней", следуя моде на здоровый образ жизни.

«КП» поговорила об увлечении велоспортом с известным курянином, Олимпийским чемпионом XXI Летних олимпийских игр 1976 года в Монреале, велогонщиком Валерием Чаплыгиным.

Валерий Андреевич – Чемпион Мира (1977 г.) в командной гонке на 100 километров, Серебряный призер Чемпионата Мира 1974 и 1975 годов, Чемпион СССР (1976, 1977), победитель Велогонок Мира (1975, 1977, 1980) в составе победившей в командном зачете команды СССР, победитель велогонок в Италии, Франции, Англии, Германии, Болгарии, Чехословакии, Польше, Марокко и других странах.

Кроме того он - единственный курянин, имеющий два высших спортивных звания Заслуженный мастер спорта (1975) и Заслуженный тренер СССР.

Курянин прославил Советский Союз свой победой в Монреале, а также в ряде других престижнейших соревнований Фото: Из личного архива

Курянин прославил Советский Союз свой победой в Монреале, а также в ряде других престижнейших соревнованийФото: Из личного архива

«Маунтинбайк – это советский велокросс»

- Валерий Андреевич, как вы считаете, растет ли популярность велосипедного спорта в России?

- И среди любителей, и среди профессионалов популярность велосипедного спорта очень большая. Сейчас стало доступно приобрести велосипеды разных моделей. Довольно много магазинчиков и мастерских появилось. Да и ребята тренируются, в основном по пересеченной местности, маунтинбайк. Такое название пришло импортное. Раньше велокросс назывался, а сейчас маунтинбайк. В Советском Союзе это был просто велокросс по пересеченной местности. Автотранспорта сейчас на дорогах очень много, поэтому на шоссе тренироваться сложно, хотя есть ребята, которые это делают, но это довольно сложно и небезопасно. А вот по пересеченной местности – в Курске это урочище Моква, Соловьиная роща, Крутой Лог, там, где проходят авто и мотогонки, многие тренируются и выступают. Так что интерес довольно большой.

- К сожалению, в городах велосипедных дорожек не хватает. А по трассе, как вы отметили, ездить очень опасно…

- Наверное, дело в том, что мой родной Курск, например, - это старинный город. Хотя в новых микрорайонах, таких, как Северный и Юго-Западный здесь можно сделать велодорожки, я считаю. Там есть место, где поставить дорожные знаки и место отвести, чтобы автотранспорт туда не заезжал. А в других частях города это довольно сложно сделать – улицы узенькие.

Хотя по правилам дорожного движения велосипедист имеет право двигаться в метре от обочины – это его дорога. Но в России это очень опасно, если бы этот участок был ограничен, то и водители бы знали, что здесь может появиться человек на «железном коне». С другой стороны и по тротуарам небезопасно ездить - это дорога пешеходов.

Без «Труда» не вырастет настоящего спортсмена

- Да, в Курске немного мест для любителей велоспорта. А сами вы сейчас выезжаете?

- Иногда выезжаю, но сложновато уже. Раньше чаще выезжал, принимал участие в соревнованиях для ветеранов. Езжу в урочище Моква, до детских лагерей, там немного свободнее, транспорта нет. И выезжаю на трассу велокросса, там тоже свежий воздух, дорожки.

- Если сравнить советское время и сейчас, какие плюсы и минусы для занятий спортом?

- В мое время, это 1966 год, в Курске были спортивные общества «Труд», «Динамо», «Буревестник», «Урожай», «Спартак». В каждом обществе было отделение велоспорта. И начиная от юношей и детей и заканчивая взрослыми мужчинами и женщинами очень много было любителей. В мое время нашей трассой была воронежская, на ней было мало транспорта. Мы выезжали туда на тренировки. Очень много было гонщиков.

Сейчас, конечно, нет этих обществ. Разве что на базе школы картинга спортсмены занимаются. Но есть клуб «Велокурск», где занимаются любители. Они организуют велопробеги на большие дистанции. Не в соревновательном плане, а как путешествие.

Зато плюс в том, что стало больше возможностей приобрести велосипед. Цены - начиная от 5 до 200-300 тысяч рублей, почти как за автомобиль. Действувют и мастерские по ремонту велосипедов.

В наше время в моем городе был разве что один магазин «Стрела», но там не так уж много велосипедов было в продаже. А иногда и вообще не было, ни одного! А сейчас много магазинчиков, но нашей отечественной техники почти нет. Хотя в России и собирают велосипеды маленькие фирмочки. Но все запчасти импортные – Тайвань, Китай.

Легкость и надежность импортной техники помогла победить советским велогонщикам Фото: Из личного архива

Легкость и надежность импортной техники помогла победить советским велогонщикамФото: Из личного архива

- А какой бы вы рекомендовали велосипед?

- В принципе производства Тайвань, Китай - не плохие, но есть запчасти еще и итальянские, японские. К слову, раму делают Тайвань, Китай, а комплектующие – тормоза, переключатели и прочее – японские или итальянские. Итальянская и французская техника, на мой взгляд, хорошие.

Советская сборная тренировалась на украинских велосипедах, а побеждала на итальянских

- А какие велосипеды наши спортсмены использовали на Олимпиаде, советского производства?

- Мы были на итальянских велосипедах Colnago. А так спортивные велосипеды Харьковский велозавод выпускал, но они далеки были от итальянских по качеству.

Но тренировались на итальянских тоже – легкие и прочные, долговечные.

Впервые в 1972 году опробовали их в Мюнхене, СССР заключил контракт на поставку велосипедов этой фирмы для нашей сборной. И не только сборной, в республиках – Украина, Казахстан, Таджикистан – тоже закупали импортные велосипеды. Они в то время были не очень дорогие, зато надежные.

Лично я в 1974 году с «Чемпиона шоссе» Харьковского велозавода, пересел на Colnago. Помню, это была международная гонка в Югославии и я летел как птица на нем. Разницу сразу почувствовал, наши по-тяжелее, навеска, переключатели, тормоза, все тяжелей. А тут летишь, как пушинка, поэтому и психологически был настрой уже на победу.

В осеннее-зимний период подготовки импортную технику мы жалели, садились на отечественные. Когда же погода по-лучше, соревнования начинались, садились снова на итальянские.

- Как вы считаете, что нужно поправить в спорте сейчас?

- Сейчас не стало конкуренции, не с кем соревноваться. Раньше – «Спартак», «Динамо», «Урожай».. А сейчас нет такого. Тяжеловато и с детским спортом. Раньше с малых лет тренировали, а потом эти малыши вырастали в настоящих спортсменов. Школьный возраст – детская спортшкола тебе в поддержку, а дальше куда идти? Раньше же все занимались в обществах, кто-то где-то работал, а в свободное время - спорт.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также