Премия Рунета-2020
Курск
+11°
Boom metrics
Звезды30 сентября 2013 19:00

Марица и Дан ЗАПАШНЫЕ: «Самое непредсказуемое и коварное животное – это человек»

Цирк - это Его Величество Трюк, считают представители знаменитой династии

Фото: Светлана ВОЛКОВА

Внучка основателя цирковой династии Марица Запашная и ее сын Дан пообещали показать курскому зрителю «настоящий традиционный русский цирк», и слово свое сдержали. На арене – карнавал животных, невероятные трюки и смешные клоуны.. О секретах своей работы Запашные рассказали «Комсомолке»:

- Я придерживаюсь традиционного русского цирка, - призналась Марица Вальтеровна. - Цирк – это в первую очередь трюк и дрессура животных. Сейчас, например, не многие могут позволить себе большие трюковые номера, но мы постарались собрать лучших артистов. Могу похвастаться, у нас есть, например, очень оригинальная акробатическая пара шампанзе – мой сын и «девочка» Мальта. И только в нашем цирке работают пеликаны. Словом, у нас сильная трюковая часть.

Сегодня – цирк – единственный живой вид искусства. Потому что мы не можем включить запись или ролик или сказать, что у меня болит где-то и я не выйду и не отработаю. Это народный вид искусства. Цирк – это его величество Трюк. Свет, шоу должны существовать, но это мимолетно. Зрителя не обманешь, поэтому должна быть совокупность и цирка, и шоу и света.

На манеж наши животные выходят без поводков

- Фамилия Запашные помогает вам в работе?

Дан: - Вот некоторые мои друзья и коллеги говорят – везет тебе, ты носишь такую фамилию! Да, это так, но когда носишь такую фамилию, то люди, которые приходят на представление, обязательно ожидают от тебя чего-то необычного. Я должен соответствовать этому уровню, поэтому приходится искать такие варианты работы, которые бы выделялись.

- Какие отношения вас связывают с остальными представителями династии Запашных?

Марица: - У нас очень большая семья. Я очень люблю своего брата Аскольда. Он сейчас в Москве и в октябре мой сын едет туда на фестиваль. Будет совместное выступление.

Дан: - Так что личные и профессиональные отношения мы поддерживаем. Единственное, не всегда представляется возможным так часто видеться, как хотелось бы. К сожалению, у нас разъездная работа. Но сейчас в октябре у нас будет совместный проект – большой Международный фестиваль, который пройдет на проспекте Вернадского в новом цирке. Участие в нем примут артисты со всего мира, в том числе и Запашные.

- Зритель сейчас настолько избалован. Чем вы хотите его удивить?

Дан: - Мы стараемся показать на арене настоящее взаимодействие дрессировщика и животного. Как бы это необычно не смотрелось, но у нас нет никаких поводков, стеков, палочек. Это партнерская работа. Кстати, шимпанзе очень похожи на людей, но с ними очень сложно работать. Животное нужно по-настоящему воспитывать, иначе ничего не получится. С шимпанзе Мальтой я работал как с ребенком. Взял маленькую обезьянку, и начал ее воспитывать. Никто не может сказать, что у вас получится, потому что каждое животное – это что-то особенное. Если мы сможем понять, в чем эта особенность, то мы сможем набрать трюковой репертуар. Это уже вторая моя обезьяна. До этого я работал с мальчиком Чучей, но он вырос, и сейчас уже весит центнер. Поднимать на манеже во время номера я его уже не могу, поэтому он по-прежнему путешествует с нами, но пока не выступает. Есть задумка сделать номер на троих – я, Чуча и Мальта.

- Вот некоторые мои друзья и коллеги говорят – везет тебе, ты носишь такую фамилию!

- Вот некоторые мои друзья и коллеги говорят – везет тебе, ты носишь такую фамилию!

Фото: Светлана ВОЛКОВА

«В жизни дрессируется все!»

- Правда ли, что человек произошел от обезьяны, как по-вашему?

Дан: - Шимпанзе очень опасные и самые свирепые, и больше всего из обезьян похожи на человека. Нужно всегда думать наперед и уметь сводить на нет их агрессию. Ведь шимпанзе общаются не только звуками, но и мимикой, жестикуляцией, даже взглядом. У меня уже открылся третий глаз, общаясь с ними! Где бы я ни стоял, даже боком, я знаю, что обезьяна сейчас думает, что она собирается делать, и всегда нужно опережать ее. Ведь самец шимпанзе в 8 раз сильнее обычного мужчины.

Марика: - И все-таки животные лучше, чем человек. А дрессируется все в жизни, все зависит от человека, который за это берется. Самое непредсказуемое и коварное животное – это человек. А так любое животное опасно – медведь, собака, слон, и дрессировщик каждый день рискует жизнью. Все зависит от дрессировщика, умеет ли он предвидеть, не нападет ли на него «артист».

- Как пришла идея создать такой «рокерский» номер – жонглер на мотоцикле?

Дан: - Я всегда стараюсь придумать что-то новое. Были жонглеры на лошадях, даже на бегемоте. Но я с детства обожаю мотоциклы, это был мой первый вид транспорта. А братья Запашные дали мне с детства толчок развития как жонглера. Сначала были планы работать жонглером на лошадях. Но однажды мы сидели на репетиции в Брянске, и я попытался на мотоцикле просто постоять и пожонглировать, и подумал, что это будет здорово. Получился современный и живой номер. Но мы стараемся удивить не столько технической оснащенностью, сколько трюками. В основном сейчас цирк делает упор на шоу, но мы не хотим быть одинаковыми. Поэтому с нашей стороны было правильно, чтобы люди приходили на представление не как в зоопарк, а запомнили участников-артистов.

- Среди ваших артистов есть даже пеликаны. В цирке редко встретишь эту птицу…

Марица: - Мы единственные, кто работает с пеликанами. Это большая, тяжелая, умная птица, которая требует общения. Они разбились по парам. У себя в вольерах - они хозяева, и мы к ним заходим как гости. Но манеж они любят, потому что там их ждет кормежка.

- А есть ли номер, где Запашные вместе – Марика и Дан?

Марица: - Я все время говорю, что вот-вот уйду из цирка, так как девушка я уже возрастная, а манеж – это в первую очередь молодость. Поэтому мы вместе на арене только в эпилоге. Выходить к сыну, и ассистировать его я не хочу, здесь должна быть уже молоденькая девочка.