Премия Рунета-2020
Курск
+12°
Boom metrics
Общество10 августа 2020 10:55

Трагедия "Курска": "На момент гибели Дима оказался в четвертом отсеке, а его товарищ Алексей Некрасов - в девятом"

12 августа исполняется 20 лет со дня гибели АПРК "Курск" [фото]
Дмитрий Старосельцев и Алексей Некрасов похоронены рядом

Дмитрий Старосельцев и Алексей Некрасов похоронены рядом

Фото: Светлана ВОЛКОВА

12 августа 2000 года в акватории Баренцева моря, в 175 км от Североморска затонул атомный подводный ракетный крейсер «Курск». Накануне, 10 августа, АПРК вышел в море на учения. На его борту было почти пять десятков крылатых ракет и торпед. Утром 12 августа экипаж подлодки выполнил поставленные задачи, но чуть позже в тот же день уже не смог провести новую учебную атаку. Акустика зафиксировала некий хлопок. "Курск" больше не выходил на связь.

Россия несколько дней пыталась проводить спасательные операции собственными силами, но все они были обречены. Свою помощь в спасении моряков предложили ряд государств Европы, а также США, но от нее решили отказаться. 16 августа Россия все же согласилась допустить к спасательной операции иностранцев. На подготовку ушло еще несколько дней и только 20 августа английские и норвежские водолазы смогли прибыть к месту трагедии.

Норвежцы опустились к затонувшей подлодке и первыми попытались открыть люк. Однако оказалось, что нужен дополнительный инструмент. Его изготовили уже к утру 21 августа. Водолазы сразу же погрузились второй раз, за 15 минут открыли люк и увидели, что в шлюзовой камере девятого отсека, где еще теоретически могли быть живые моряки, стоит вода... Было уже слишком поздно.

Все члены экипажа подлодки удостоены посмертно орденов Мужества, а командиру корабля присвоено звание Героя Российской Федерации.

Заглушив реактор в тяжелейших условиях аварийной ситуации, подводники, многие из которых были призывниками-срочниками, погибли на боевом посту.

12 моряков АПРК покоятся в Курске

После трагедии в Курск переселились семьи некоторых подводников из других регионов. А на мемориале памяти павших сейчас покоятся 12 моряков атомохода, среди которых не только куряне, но и ребята из других регионов:

- старшина 2 статьи Анненков Юрий Анатольевич

- старшина 2 статьи Аникиев Роман Владимирович

- старший мичман Кузнецов Виктор Викторович

- матрос Кубиков Роман Владимирович

- матрос Старосельцев Дмитрий Вячеславович

- матрос Евдокимов Олег Владимирович

- старший мичман Цимбал Иван Иванович

- старший мичман Калинин Сергей Алексеевич

- старший мичман Кичкирук Василий Васильевич

- старший матрос Миртов Дмитрий Сергеевич

- матрос Некрасов Алексей Николаевич

- старший лейтенант Узкий Сергей Васильевич

За трагедий подводников наблюдал весь мир - сейсмограммы взрыва на "Курске", переданные Норвегией

За трагедий подводников наблюдал весь мир - сейсмограммы взрыва на "Курске", переданные Норвегией

Фото: Светлана ВОЛКОВА

Шестеро из них – куряне. Всего на АПРК «Курск» погибли семеро курян, один захоронен в Подмосковье.

Один из погибших - курянин Олег Евдокимов - служил на АПРК коком.

Он родился 4 апреля 1980 года в Курске. В первый класс пошел в школу № 50, потом учился в школе № 45. В 1994 году поступил в ПТУ №22 по специальности токарь-фрезеровщик и электрогазосварщик, которое окончил в 1999 году.

С детства Олега мечтал служить на флоте. Мечта сбылась 12 мая 1999 года, когда его призвали для прохождения срочной службы в ВМФ. Полгода проходил подготовку в учебном центре.

Специалист третьего класса, постоянно работал над повышением своего профессионального мастерства. Неоднократно поощрялся командованием корабля.

Военный ремень Олега Евдокимова, поднятый со дна Баренцева моря, - сегодня один из экспонатов музея

Военный ремень Олега Евдокимова, поднятый со дна Баренцева моря, - сегодня один из экспонатов музея

Фото: Светлана ВОЛКОВА

«Улыбающийся парень с открытым и добрым лицом», - таким Олег остался в памяти всех знавших его людей.

Служить на подлодке считалось удачей

Еще один матрос АПРК - 20-летний Дима Старосельцев - прослужил на флоте меньше двух месяцев.

Дмитрий ушел в армию в 1999 году. В разгаре была вторая чеченская кампания. Мама Валентина Сергеевна боялась, что сына пошлют на Кавказ. Поэтому шанс попасть на службу на АПРК казался большой удачей.

- Я знала почти половину офицеров и мичманов с подлодки. Мы с ними познакомились, когда отдыхали с Димой в местном санатории имени Черняховского. Помню, взяла путевку на 12 дней и там мы встретились с ребятами из экипажа - Кузнецовым Виктором, Женей Горбуновым и другими, - рассказывала Валентина Старосельцева "КП".

Валентина Сергеевна решила поинтересоваться у новых знакомых:

- Дима будет призываться после техникума, как попасть на подлодку?

Попасть на службу на АПРК было непросто – там требовались матросы со специально-техническим образованием. Но Диме ответили: «Приходи, нам нужны грамотные ребята».

Между тем, у Старосельцева был выбор. Спортсмен-лыжник, выступал за Курскую область, за техникум, и военком его отговаривал: «Дим, давай в «кремлевку» тебя отправим. Почему ты идешь на лодку?» Родители тоже понимали, что это и тяжело, и ответственно, и опасно. Но после знакомства с офицерами с «Курска» решение было принято окончательно. Тем более, что до этого на АПРК служил одноклассник Старосельцева. Парень очень остался доволен службой – отношение к матросам прекрасное, никакой дедовщины, писал он домой.

- Только офицеры сказали, пусть побольше возьмет варежек, и вы ему присылайте. Я говорю: «Для чего?» «Снег очищать с лодки». Еще один говорил: «У меня растет сын, и мысли другой нет, только на «Курск» служить!». Моряки, летчики – это фанаты, они себя полностью отдают этому делу, у них служба на первом месте, - вспоминала мать матроса.

Женщина прекрасно помнит, когда сын уходил служить. 19 ноября 1999 года. Снег, морозно. Повестка пришла, но дату все время сдвигали:

- Утром Дима пошел в военкомат. Думали, что его уже не отпустят, покушать туда ему отнесли. Но он день там пробыл, вечером пришел домой, поужинали. Он лег на диван и говорит: «Мам, я устал, я хочу поспать». Отвернулся к стенке, чувствую, что сам не свой.

Крестик, авторучка, 10 рублей денег и военный билет

Так получилось, что на призывном пункте он познакомился с курянином Алексеем Некрасовым, который тоже оказался на АПРК. Дружба с тех пор связала их крепко-накрепко. Хотя Дима и Леша познакомились только на призывном пункте, они были очень похожи друг на друга, как будто их воспитывала одна мама. В учебке они тоже были вместе в Северодвинске. Товарищи как будто друг друга дополняли.

- Мой сын должен был быть в пятом отсеке, обслуживать реактор. Как он мне говорил: «Я может быть там, мама, нахватаюсь «зайчиков», имея ввиду дозу радиации. На момент гибели АПРК Дима оказался в четвертом отсеке, а его товарищ Алексей Некрасов - в девятом. Лешке чуть побольше пришлось пострадать, Диме поменьше.

Мама матроса рассказывает, что Дима очень серьезно относился к православию, любил ходить в храм. И родители удивлялись, откуда это. В шесть лет мальчик пришел с мамой впервые на пасхальную всенощную. С тех пор это продолжалось, Дима с удовольствием посещал в храм и обязательно носил крестик. Валентина Сергеевна еще в детстве купила сыну хороший серебряный крестик на цепочке для дома. А в армию приобрели в церкви попроще, обычный, на веревочке.

- После того, как я опознала тело сына и здесь в Курске мы их уже захоронили, мне отдали все, что было у него в кармане - вот этот самый крестик, авторучку, 10 рублей денег, военный билет. Все эти вещи, которые были с ним на подлодке, в конверте в военкомате мне и передали, - вспоминает женщина.

В музей железнодорожного техникума, в котором учился Дмитрий, мама передала военный билет сына. Туда же отдала и его железнодорожную форму, фотографии.

Спецпроект «Курск. 20 лет спустя. Вся глубина трагедии»