Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество20 января 2021 22:00

«Отец лосей»: Бывший спецназовец открыл частный заповедник и теперь воюет с браконьерами

За полтора года неизвестные отравили и застрелили полдюжины животных, которых выхаживал ветеран
В соцсетях Седой называет себя Отцом лосей. Фото: Instagram

В соцсетях Седой называет себя Отцом лосей. Фото: Instagram

Попасть на хутор Алексея Седого я пытался несколько месяцев. С тех пор, как впервые прочитал про этого странного человека на каком-то районном сайте.

История такая. Бывший спецназовец переехал на глухую подмосковную окраину, купил землю у леса и завел лосей. Ну как завел… Их теперь к нему везут со всей области. Человек, который побывал в разных горячих точках и на «ты» с крупнокалиберными пулеметами, начал вдруг выхаживать лосят - у которых родителей либо на лесной дороге машиной сбило, либо браконьеры застрелили. Возится теперь с этой «малышней».

И вдруг все это лосиное хозяйство стало эпицентром войны с браконьерами. На лосей Седого началась охота, как в каком-нибудь боевике про беспредел 90-х…

Я несколько раз звонил Алексею, напрашиваясь в гости. Он каждый раз был немногословен и говорил, что к лосям сейчас нельзя. «Они на карантине». Почему? Нельзя и все тут.

В соцсетях Седой называет себя Отцом лосей - у его аккаунта в Инстаграме, где фото и видео с трогательными рассказами о питомцах, уже около 7 тысяч подписчиков. Я тоже подписан. И вот вдруг появляется там сообщение: «Буду признателен за помощь руками. Заболел. Обычная простуда. Но ветки заготавливаю. Если есть желание помочь - пишите или звоните».

В общем, решил я поехать к Седому под видом обычного волонтера.

ПЯТЕРО В ИВНЯКЕ

Из Москвы электричкой до нужной станции Бухолово три с лишним часа пути. Бухолово (а рядом еще Чухолово, оба раза - с ударением на первом слоге) - это чуть не доезжая до Шаховской. Край подмосковной географии, на границе с Тверской областью.

От станции приходится еще минут двадцать брести пешком до центра местной активности - магазина «Дикси». Автобус, который мог бы довезти меня до нужной деревеньки, проехал двадцать минут назад. Следующий (он же последний за день) - ближе к вечеру. Поэтому нужно такси. Помогают мне местные алкоголики. Два пропитых дядьки делятся телефоном таксиста и вскоре тот (трезвый) подъезжает на своей старенькой иномарке.

Созваниваюсь с Алексеем Седым.

- Мы уже на месте, ветки заготавливаем. Там есть такой поворот… - диктует он по телефону.

Минут через десять я на месте.

Людей я нашел, углубившись в ивняк. Вместе с Седым здесь сегодня работают еще один большой парень в камуфляже и две девушки.

Вместе с Седым работают парень в камуфляже и две девушки.

Вместе с Седым работают парень в камуфляже и две девушки.

Фото: Александр РОГОЗА

Честно говоря, я думал, надо мной поржут: в походы я не хожу, специальной одежды у меня нет, поэтому приехал, как шатаюсь по городу - джинсы, куртка, обувь по щиколотку. Но никто не смеялся. Поручкались. И Седой с ходу протянул мне топор.

- Леше очень пригодится твоя помощь.

Второго парня тоже зовут Алексей. Он коротко объясняет мне, как идет заготовка.

- Рубим вот эти ивы. Выбираем такие, чтобы было понятно, что они уже засыхают, но при этом верхние ветки все еще живые, сочные. Сухие лоси не едят. Считай, у нас тут санитарная вырубка.

- А мы тут это… деревья не браконьерим?

- Не бойся, - усмехается Седой. - Это моя земля, законная.

В общем, мы с Алексеем (вторым) рубим деревья. Затем тащим их на чистое место, отделяем топорами от ствола те самые свежие ветки. А дальше девушки уже вручную обдирают их, сваливая в большую кучу «зеленые», съедобные, веточки. Сам Седой плотно трамбует их в небольшой крытый прицеп, прикрепленный к квадроциклу.

Заготовка веток ивы для лосей.

Заготовка веток ивы для лосей.

Фото: Александр РОГОЗА

МЕЧТА О ЗАПОВЕДНИКЕ

О своем прошлом Седой распространяться не любит. Известно, что он москвич. Сейчас ему около сорока лет и почти полжизни Алексей служил в армии. Поучаствовал, как говорится. Семьи и детей, насколько известно, нет. В 2019-м вышел в отставку. Купил большой участок здесь, под Шаховской. Поставил домик. И начал спасать лосей.

В соцсетях Отца лосей много видео их совместных прогулок - лосята («малыши» уже ростом выше коровы) бредут за «папкой» по лесу, обгладывая ветки. А бывший солдат тихонько улыбается в рыжую свою бороду. Счастлив. Летом он еще волчонка выходил. Гиперактивный Буран, с которым Седой гуляет на поводке, теперь тоже звезда соцсетей.

Алексей Седой мечтает, что однажды этот его проект получит статус лосиного заповедника, где животные смогут бродить свободно, без загонов и вольеров. По сути, у него сейчас и есть частный заповедник. Хотя в российских законах такой нормы пока не предусмотрено.

Про Седого я начал расспрашивать еще в Бухолово.

- Ну, мы слышали, что есть такой парень, который с лосятами возится, - рассказывают мужики. - Кажись, прошлым летом было - пришел в деревню лосенок. Видно, что ручной, людей не боится. С ним все фотографировались. Потом кто-то из наших позвонил тому «фермеру» и он приехал за лосем.

Пока рубим ивовые ветки, иногда есть возможность задавать Седому вопросы.

- Поначалу местные со мной дружили. Было несколько человек, которые даже подвизались помогать. Корм лосятам возили. Но потом началось…

«ОН ПОШЕЛ К ЛЮДЯМ, ПОТОМУ ЧТО ДОВЕРЯЛ. А ОНИ ЕГО С ТРЕХ МЕТРОВ…»

В мае 2019-го у него отравили лосенка по кличке Злата, подсыпав что-то в траву. Кому и зачем это надо было - поди пойми. Через несколько недель так же убили «девочку» Яшму. Спустя еще три месяца - Циркону.

По словам мужчины, пакостить ему начали местные браконьеры.

В 2020-м началось еще жестче. Несколько раз, как он уедет по делам с участка, кто-то резал сетку-рабицу и шумом выгонял лосят в лес. Некоторых Седой находил потом. В сентябре прошлого года без вести пропали сразу двое. Агат и Алмаз. Искал, неделями рыская по окрестным лесам. Агата в итоге помогли найти добрые люди из дачного поселка в 25 километрах от «заповедника». Лосенок вышел к людям едва живой. Огнестрельное ранение в районе холки. Сейчас его лечат.

А вот Алмаз пропал с концами.

Примерно в то же время Алексей Седой нашел останки еще одного пропавшего, Граната.

- Я по его следам прошел весь путь. Понимаешь, они - браконьеры - криками и выстрелами его выгнали с участка и гнали прямо на охотников. Он испугался, но при этом, увидев людей, пошел к ним, потому что доверял человеку. А они его били в упор, чуть ли не с трех метров. Это все по следам видно было…

На тот момент Алексей Седой, чтобы были деньги на подкорм для лосят и систему видеонаблюдения по периметру, открыл экскурсии. Сюда, к ручным лосятам, даже из Москвы каждые выходные семьями ехали.

После убийства еще нескольких питомцев Седой написал в блоге:

«Главная моя ошибка - посещение хутора большим количеством людей. Экскурсии, фототуры и прочее. Итог закономерен: лосята перестали опасаться людей. И именно это явилось причиной их гибели».

Именно поэтому свой хутор и лосят своих он решил наглухо закрыть от посторонних. И даже волонтерам, которые приезжают помогать заготавливать для сохатых ветки, на хутор нельзя. Об этом договариваются сразу.

ОДНУ ЛИЦЕНЗИЮ РАСТЯГИВАЮТ НА ЦЕЛЫЙ СЕЗОН

- Заявления в полицию писал несколько раз, - продолжает Алексей. - Но все без толку.

Пару месяцев назад подмосковные журналисты делали запрос в местную администрацию. Чиновники отмахнулись. Мол, лосят Седого убивают не браконьеры (по официальной версии их в районе нет), а местные «асоциальные элементы». Якобы на хутор к бывшему спецназовцу наведываются деревенские «синяки». Сомнительно, конечно.

Седой же твердо знает, что это браконьеры из местных «не простых» людей. С бывшим военным у них конфликт, потому что охрана лосей в окрестностях для пришлого человека внезапно оказалось делом принципиальным. Кто ж знал, что этот чужак так вцепиться за лосей? Здешнюю шайку-лейку Седой в глаза пообещал пересажать.

- Все знают, как действуют такие «охотники». Берут лицензию на одного лося и стреляют весь сезон, не закрывая ее. В Шаховской ведь лосей в лесах немало водится, плюс еще из менее обжитой Тверской области забредают.

Судя по всему, дело поставлено на поток. Лосей бьют не столько для себя, сколько для бизнеса. В Москве лосиная вырезка стоит по 2000-2500 рублей за килограмм.

- Я этих людей видел, как тебя сейчас. Мы несколько раз жестко говорили. Был случай, они приехали ко мне на хутор и запугать пытались - дали очередь из Сайги над крышей. Отморозки. К парню, который мне больше всего помогал, тоже приезжали, знаю. С тех пор он ко мне ни ногой.

Можно только предположить, чем мог бы закончится такой открытый огнестрельный конфликт с профессиональным военным. Но сам Седой за оружие предусмотрительно не схватился. Решил все делать по закону. И в итоге дошли его заявления до федеральных администраций силовых ведомств. По ним начали проводить проверки. Очень хочется надеяться, что лосята Алексея Седого теперь в безопасности.

ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Признаться, отмахав часа три топором, я с непривычки окончательно выбился из сил. Мы плотно забили ветками один прицеп, который Алексей Седой утащил квадроциклом на хутор. Затем - еще один. Итого два.

- На сколько дней этого лосятам хватит?

Седой прищурился, высчитывая в уме.

- Примерно на двое суток.

Я едва топор не выронил. Это мы впятером ветки полдня готовили. А обычно Седой один!

- Да, это постоянный процесс, - говорит. - Бывает, что по хозяйству замешкался, выехал готовить ветки и не успеваешь. В ночи один рубишь, чтобы лосятам с утра было что поесть. Впрок надолго ветки тоже заготовить невозможно. Потому что уже через пару дней, как ты их не храни, веточки подсыхают, а сухие лосята не едят.

Спрашиваешь сам себя: ты бы смог так? И тут же отвечаешь: нет, сломался бы максимум на второй неделе.

Спрашиваешь сам себя: ты бы смог так? И тут же отвечаешь: нет, сломался бы максимум на второй неделе.

Фото: Александр РОГОЗА

По дороге назад много думал. Первый вопрос, который возникает, когда узнаешь об истории бывшего спецназовца Седого: нафига ему это все надо?! Получается, завязавшись со своими лосятами, он навсегда привязан к заготовке их прокорма. Да, летом, когда все вокруг зеленое, попроще. Но дел тоже хватает. Ты не можешь себе позволить полдня проваляться у телека или просто посачковать. Пахать надо без выходных. Спрашиваешь сам себя: ты бы смог так? И тут же отвечаешь: нет, сломался бы максимум на второй неделе.

А солдат - вот уже почти два года уже так. Видимо, нашел для себя место душевного покоя. Подальше от бетонных городов и людей.

ИЗ БЛОГА «ОТЦА ЛОСЕЙ»

«Руки к оружию тянутся? Военкомат - контракт - командировка»

В комментарии к Алексею Седому иногда забредают охотники. И начинается: как так, ты же бывший военный, почему охоту не любишь? Такие реплики цепляют Седого за живое. В своих ответах он иногда в итоге говорит и о той самой прошлой армейской жизни… Там вообще много эмоционального.

- «Руки к оружию тянутся? Военкомат-контракт-командировка. Вот это максимально честная охота. Или ты, или тебя… Не люблю я стрелять. Настрелялся. Зверя не «бил». Смысл? Самоутверждение? Трофей? Гордость? Гордость, это когда ты его полуживого подобрал, вылечил, выходил, выпустил, а он своих детей к тебе «на экскурсию» приводит…»

- «Что я делал в жизни? На себе вытаскивал тяжелораненых из такого пи… (емкое нецензурное слово, - Авт.), что десять раз бы подумал, полезу ли снова… Не потому что я весь такой из себя. А потому что мог».

- «Берилл (еще один раненый браконьерами лосенок, которого нашли в лесу, - Авт.) умер. Вчера. Отек легких на фоне стресса при перевозке. Мы с Егором сделали все, что смогли. Начал с сердечно-легочной реанимации. Я качаю, Егор - адреналин, капельницы, растворы, десятки шприцов, уколы. 12 часов реанимации… Бирюза, оставшись одна, ходит за мной, как привязанная. Чуть потеряет из виду - плачет и зовет мяукая».

- «Словами не объяснить, но я по-прежнему чувствую те чувства, которые испытывал Гранат, умирая. Я знаю, что меня читают в том числе и те, для кого мои подопечные - «просто мясо». Повторюсь: я знаю вас, твари, знаю пофамильно тех, кто убил лосенка. Варианта у вас два: или сами сдадитесь полиции или я вас туда за ноги притащу. Других вариантов нет. Вы мерзкие и трусливые выродки. Вы знали о том, что это мой подопечный. Вы знали мое отношение к ним: они - мои дети! Все равно доберусь до вас. Слово даю. Слово русского офицера!»

- «Не стоит думать, что я добрый и замечательный. Не стоит сострадать мне в отношении тех бытовых условий, в которых я живу. Это МОЙ ВЫБОР. И вас он не касается».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Они мне как дети». Бывший шахтер из Прикамья «усыновил» двух медведей

Миша и Маша живут в одном вольере и обожают играть со своим «приемным папой» (подробнее)