Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды3 декабря 2019 21:25

Неизвестные письма Людмилы Зыкиной: «Он меня любит, но боится, что будут называть мужем Зыкиной»

Народная артистка СССР Людмила Зыкина рассказывала о своих мужчинах близкой подруге [эксклюзив kp.ru]
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Известность Зыкиной принесли песни советских композиторов, стилизованные под народные.

Известность Зыкиной принесли песни советских композиторов, стилизованные под народные.

Фото: РИА Новости

Недавно имя Людмилы Зыкиной вновь попало в новости: в Москве разгорается скандал вокруг аукциона, где хотят пустить с молотка драгоценности певицы. Некоторые наследники - против продажи украшений. Но финансовое благополучие Зыкиной отнюдь не исключало душевных драм: это доказывают письма королевы русской песни близкой подруге.

Подарок журналисту «Комсомолки»

В свое время я много писала о наследстве Людмилы Зыкиной. И общалась с самой близкой подругой певицы Татьяной Гавриловой и ее дочерью Ириной.

- Зыкина много гастролировала. И с гастролей писала своим любимым мужчинам - в разные годы они менялись, - призналась «КП» дочь подруги певицы Ирина Гаврилова. - Письма одному из них, Виктору, приходили на адрес моей мамы, а та передавала их адресату. Зыкина скрывала эту связь, потому что ее возлюбленный был женат. Так что Людмила называла маму «наш связной». У Людмилы Георгиевны было четыре мужа (см. «Личные драмы») и много романов. Влюблялась она страстно, это помогало ей творить, но не обходилось без разочарований. Про все знала моя мама: об этих мужчинах Зыкина рассказывала ей в письмах. Часть переписки я отдала сестре Зыкиной (она умерла, и письма, похоже, утеряны), часть дарю вам.

...С Татьяной Гавриловой (она была диктором, потом работала директором санатория в Комарове. - Ред.) артистку познакомила Клавдия Шульженко в 1960 году. К Татьяне Михайловне Зыкина относилась как к сестре.

Сегодня мы впервые публикуем отрывки из переписки певицы - речь пойдет о трех возлюбленных Зыкиной, не известных широкой публике.

Накануне смерти артистка отдала свою переписку подруге.

Накануне смерти артистка отдала свою переписку подруге.

1. Моряк Виктор

«Славный парень, но много «но»

- Виктор - не ее четвертый муж Виктор Гридин, а морской офицер Виктор Воробьев, ее возлюбленный из Петропавловска-Камчатского, - поясняет Ирина Гаврилова. - В это время Зыкина с Гридиным уже не жила, хотя и не была в разводе. Про Виктора Воробьева никогда не писали. Это была ее тайна...

Познакомились они, когда Людмила приехала в Петропавловск-Камчатский с концертами в конце 60-х годов (певице тогда было около 40 лет. - Ред.). Красивого статного моряка ей выделили как сопровождающего. Они друг другу понравились, завязался роман. Их разделяли километры и работа. Виктор не мог надолго оставить службу на флоте. Она пропадала на гастролях. Но несколько раз ездила к нему. Он тоже приезжал в Москву. Виктор родом из поволжского города, у него там жила мама. И Виктор очень хотел познакомить Зыкину с ней. Но мама была против их союза - считала, что сыну нужна жена, которая сидела бы дома, и что рядом с Зыкиной сын погубит свою карьеру и потеряет себя.

Октябрь 1969 года*.

«Здравствуй, милая Танюша!

Родная моя, милая, а я ведь по тебе соскучилась... Знаешь ли что о Викторе? Я, конечно, свинтус по отношению к нему. У него 2 октября было рождение, и я его не поздравила. Ты извинись перед ним за меня. Очень бы хотелось, чтобы он перевелся в Москву. Славный он парень, но много «но». Поживем - увидим».

***

Ответ Воробьева: «Живу Людмилой»

Моряк Виктор Воробьев тоже писал письма подруге Зыкиной Татьяне Гавриловой, делясь с ней сокровенным.

18.10.69.

«Таня, милая, здравствуй! Спасибо, что ты есть. Спасибо, что приехала на вокзал. Люде было плохо, и мне больно было оставить ее в ту минуту одну на вокзале. Она крепилась, улыбалась, а я знаю, что творилось у нее в душе. Мне очень хочется, чтобы ей всегда было хорошо, чтобы дома у нее прочно поселилось счастье. С нетерпением жду 28 августа, жду встречи в Донецке.

Целую, Виктор».

***

Ноябрь 1969 года.

«Танюша, здравствуй! Слушай, не могу больше о делах писать, извелся весь уже - где мой дорогой человек (имеет в виду Л. Зыкину. - Ред.)? Неужели от нее нет письма? Но ведь так же нельзя. Верно? Ну, хоть два слова-то написать можно? Я уже не знаю, что и думать. Вернее, знаю, помню твои слова о том, что если в месяц будет одно письмо, то это уже хорошо. Но все равно от этого не легче. Ты знаешь, днем и ночью она у меня перед глазами, все наши встречи, каждая минута, проведенная вместе. Прилетел в Петропавловск, и ощущение такое, что вот сейчас ее увижу, вот здесь мы с ней гуляли, здесь были, здесь я первый раз пришел к ней в гостиницу.

Танюша, милая, прости, что я все это тебе пишу, но очень тяжело носить все в себе, а ведь больше ни с кем, кроме тебя, о Людмиле говорить не могу, да и не хочу. Слишком она мне дорога. Когда я вижу, что ей хорошо со мной, я счастлив вдвойне. Очень жду ее письма. Радовался, как ребенок, когда в «Правде» прочитал о ее блестящем успехе в Нью-Йорке.

Виктор».

***

26.11.69.

«Танюша, милая, здравствуй! Получил твое письмо, спасибо. Это не то слово - спасибо... Живу Людмилой. Ты знаешь, чем больше проходит времени, тем острее встают в памяти те минуты, что мы были вместе. Днем думы все время возвращаются к ней. Вечером - о ней, встаю - тоже о ней.

Не представляю себе жизни без нее. Плохо будет.

У нас зима в разгаре, снег, погода стоит солнечная. Появился первый лед. Начал ходить зимний буксир, и вот подхожу к нему, а ощущение такое, будто сейчас ее увижу. На нем она пришла к нам в день нашей встречи, на нем мы с ней шли в город, когда я поехал провожать ее в Москву. И вот так все напоминает о ней. В газетах ищу сообщений о гастролях, поет по радио - все бросаю и слушаю. Ну разве так можно? Наверное, можно и нужно, чувствую себя счастливым человеком, радуюсь, что она у меня есть. Получаю ее письма - у меня праздник. А сегодня вообще хожу, приплясывая и улыбаясь от мыслей о поездке в Москву и о скорой встрече...

Целую, Виктор».

- Насколько мне известно, Виктор приехал в Москву к Зыкиной и полгода здесь жил, - говорит Ирина Гаврилова. - Она его одела, обула с ног до головы в гражданское. Любовь у них была очень большая, но в брак так и не вылилась. Возможно, Людмилу смущало, что мама Виктора была против. Возможно, не нравилась его ревность. В общем, они расстались.

Певица с поэтом, соавтором и мужем Александры Пахмутовой Николаем Добронравовым. Третий слева - третий муж Зыкиной Владимир Котелкин, Крайняя справа - космонавт Валентина Терешкова. Фото: Личный архив Ирины Гавриловой

Певица с поэтом, соавтором и мужем Александры Пахмутовой Николаем Добронравовым. Третий слева - третий муж Зыкиной Владимир Котелкин, Крайняя справа - космонавт Валентина Терешкова. Фото: Личный архив Ирины Гавриловой

2. Дипломат Владимир

«У меня от него аллергия»

Еще не пропал из жизни певицы моряк Виктор, когда за Зыкиной начал ухаживать некий дипломат Владимир, с которым она познакомилась в Америке.

«Здравствуй, родная Танюша! Рада за Виктора, если у него действительно все будет так, как ты мне сказала... Короче говоря, я рада, что хоть чем-то помогла ему.

Володя (дипломат. - Ред.) сейчас в Эфиопии, приедет 13 ноября и улетит в Японию.

Вот, пожалуй, и все новости.

Я тебе купила костюм очень симпатичный и ночную рубашку. Если попадется твой размер халата, тоже куплю.

Родная моя. Спешу.

Целую тебя, очень скучаю. Твоя Люка».

***

25 февраля 1972 года.

«Здравствуй, милая Танюшка! Как твое здоровье?

Из дома ничего нет, да я и не очень волнуюсь. Правда, Вовка мне звонил три раза. И все концерты проходят отлично.

Вот, пожалуй, и все, моя родная сестреночка.

Твоя Люка».

***

«Танюша! Вот уже месяц как я кочую по этой стране. Каждый день новый город, новые люди. Боже, сколько же по свету русских и какие они все жалкие. В слезах подходят после концерта. Это надо видеть своими глазами, рассказать просто невозможно.

Переезды в автобусах. Надоело уже все до чертиков. Каждый день 200, 300, а то и 600, 700 км. Вот это поездка.

Единственное утешение, что страна (США. - Ред.) красивая и весна в полной своей красе.

Милая Танюша, бери все, что можно, сейчас, годы уходят. Чуть-чуть увлекаюсь, но без того, что было. Просто для тонуса и здоровья. Вовка у меня пока что очень дюже умный, а это много значит.

Целую тебя, мою милую Татку. Скучаю, всегда помню о тебе. Твоя Люка».

***

«Здравствуй, Танюша! Долетела я хорошо, провожал меня Володя. Если бы только знала, как я от него устала. Это какой-то кошмар. У меня от него аллергия.

Когда-то я не верила Любе Ш., что у нее от ее прежнего мужа такое же состояние. У меня страшно болит голова и какие-то перебои в сердце...»

- Со временем эти отношения тоже закончились, - подводит итог Ирина Гаврилова.

Татьяна Гаврилова дружила с Зыкиной около 40 лет. Фото: Личный архив Ирины Гавриловой

Татьяна Гаврилова дружила с Зыкиной около 40 лет. Фото: Личный архив Ирины Гавриловой

3. Спортсмен и бизнесмен Борис

«Я сейчас беременна»

- Еще одной страстной любовью Людмилы в 70-х годах был парень моложе ее - Борис Ф., москвич, спортсмен, бизнесмен, - продолжает Ирина Гаврилова. - Его я знала лично.

О Борисе в письмах к подруге Зыкина рассказывала откровенно:

«Здравствуй, родная Татуля! Как там Борька? Он, вероятно, и имя мое уже не будет помнить. Ты ему напиши (указан адрес в Москве). Не очень я ему верю. Но люблю.

Ты ведь знаешь мой характер. Если я что-то замечу, то брошу сразу. А что будет потом, я об этом не думаю. Я стараюсь ему внушить это. Мне жаль его терять, но я боюсь его молодости. Если он не глуп и любит, то сбережет мое чувство к нему. А сейчас я его страшно ревную. От этого мне очень тяжело быть здесь (в Америке. - Ред.)».

- Я видела этого Бориса, - улыбается Ирина Гаврилова. - Красивый был мужик! Там, где сейчас храм Христа Спасителя, в Москве раньше был бассейн под открытым небом. И там же ночной валютный бар, ресторан. Директором всего этого был Борис.

Практически он был одним из первых советских бизнесменов. И деньги хорошие зарабатывал, и не жадный был. Он ее возил, кормил, туфли надевал и все остальное. Людмила рядом с ним сияла от счастья.

Борис был чемпионом Европы то ли по плаванию, то ли по боксу. Она часто приезжала с ним к нам на дачу в Опалиху. Помню, Зыкина сидит у нас на даче на веранде. Бабушка моя что-то готовит. И Людмила сидит, качает его ногу и спрашивает игриво: «Тетя Шура, вам нравится мой поклонник Борис?» Бабушка улыбается: «Такой мужик кому ж не понравится?» «Тетя Шура, ну вот как вы советуете, мне замуж за него выходить или нет?»...

Маме моей она дала задание: «Таня, если будет тут дача продаваться, ты мне купи». И мама ей помогла купить. Она там и ремонт сделала, и бассейн, камин поставила. И одно время Людмила приезжала на эту дачу в Опалихе. Но когда рассталась со своим Борисом, продала дачу.

***

«Здравствуй, моя милая Татуля! Поздравляю тебя, родная, с Новым годом...

Борька, он мне просто заморочил голову. Хорошо мне с ним и очень. Любит он меня, я это знаю. Но вдруг однажды он мне говорит: уйду к Инне. Это к той певице, от которой ушел.

Говорит, что о ней все время думает. Наговорил всего столько, что я и не знала, что мне делать. Ты знаешь, что я долго думать в таком случае не буду. Я просто сказала - убирайся.

Я точно знаю, что это не так. Он просто устал со мной. Ведь если бы он был альфонсом, тогда он просто плевал бы на все и всех. Но он очень порядочный парень. Он это все мне наговорил, чтобы я поверила в это, чтобы мне было легче его забыть. Татуля, а я не хочу его терять. Я только сейчас по-настоящему поняла, как он мне нужен. Я не могу без него. Что мне делать? Но это может повториться. Он боится, что его будут называть мужем Зыкиной.

Мне с ним очень хорошо, когда он со мной, я про все забываю. Неужели я не имею права быть счастливой? Неужели нужно всю жизнь лгать и лицемерить, чтобы держать около себя того, кого ты любишь? Не могу, не хочу, не буду».

***

«Милая Танюшка, родной ты мой человечек. Ты как отдушина моей жизни. Этот кретин (пишет о Борисе. - Ред.) никак не может остановиться... Оказалось, что он все время обманывал меня. Жил с одной девчонкой, которой 20 лет. Оба почему-то скрывают свои отношения, но это я не могу понять. Я с ней однажды говорила. Видела еще в прошлом году... она мне даже понравилась. Вся беда в том, что я привыкла думать о людях лучше, чем они есть. Она сказала, что они даже не встречаются. И что она замужем. Я ей сказала, что хочу за него замуж. Но не верю ему. Если бы она сказала, что любит его, я бы тут же его выгнала, Борьку. Ибо поняла, что он живет с ней. Но он свободен, и ей было бы легче с ним встречаться. Я не могу понять их политики. Оба трусят.

Милая Татка, гнала его несколько раз. Но он не уходит. Ему просто со мной удобно. Я теперь это поняла. Ты знаешь, я сейчас беременна. Оставить хотела, ведь ты знаешь, как я люблю детей.

Но от него у меня нет никакого желания. Боюсь, что возненавижу ребенка из-за него. С какой стати я буду его воспитывать одна. Жить с ним (Борей) я не буду. После того, что я узнала, я просто не могу ему простить. Говорят, когда любишь, то все прощаешь. Это далеко не так. Он мне сказал, давай забудем, даже не соизволил извиниться. Я убедилась, что забыть не могу. Сейчас терплю до Москвы. В Москве скажу все и расстанусь с ним»...

*На многих письмах нет даты, и определить время написания можно лишь по почтовому штемпелю, да и то не всегда: конверты разорваны так, что штампы не читаются. К тому же часть посланий Зыкина передавала дипломатической почтой.

ЛИЧНЫЕ ДРАМЫ

Аборт после измены

- Первый муж Людмилы Владлен Позднов работал на ЗИЛе, она вышла за него в 1951 году, - рассказывает «КП» Ирина Гаврилова. - Жизнь не заладилась, развелись. Второй муж Евгений Свалов, фотокорреспондент журнала «Советский воин», ей изменял. И от него у Людмилы должен был родиться ребенок. Вот что она рассказывала. Муж поехал на гастроли с цирком сделать фотографии для журнала. И влюбился в циркачку. Приехал, сказал: «Людочка, мы с тобой разводимся, у меня новая женщина, я ее люблю, я не могу на ней не жениться, потому что у нее будет ребенок». А Людмила в это время сама была беременной от него. Но ничего не сказала. Молча сделала аборт. Потом об этом жалела.

Третьим мужем был Владимир Котелкин, переводчик. Разошлась с ним в 1972 году. Вернее, как рассказывали, их развела министр культуры Фурцева. Она узнала, что они вместе стали заниматься спекуляцией - и иконы продавали, и привозили-вывозили ценности из-за границы. Фурцева ее вызвала и сказала: все, больше вы не муж и жена, иначе не выпущу за рубеж. А отношения между супругами и так были натянутые. Возможно, Котелкин устал быть «при звезде».

С четвертым супругом, баянистом Виктором Гридиным, они много вместе выступали. Сначала он играл в Ансамбле песни и пляски Советской армии. Людмила его там высмотрела, он Людмиле понравился, и она его заполучила.

У Гридина от прошлого брака было двое детей. Люда о них заботилась, им подарки привозила, деньги давала. У нее чувства были к детям. Она бы могла быть хорошей мамой, но, увы, своих детей так и не родила.

Муж Гридин с ней жутко обращался последние годы их брака. Помню, пришла к ней на концерт.

Она сидела перед зеркалом. Она же сама себе прически делала, сама себя гримировала, никогда у нее не было личного гримера.

Гридин ходил рядом и разыгрывался на баяне. И что-то она ему сказала, дескать, тут то ли тон выше возьми. А он ей вдруг грубо: «Ты в музыке понимаешь, как свинья в апельсинах! Ты в ней ничего не соображаешь». Она ему на это что-то ответила. А он ей: «Пошла ты...» Я была в шоке. Видимо, был накал страстей, он уже встречался с любовницей, певицей Надеждой Крыгиной, которую Зыкина брала на совместные гастроли...

С Крыгиной после развода с Людой они недолго прожили. Гридин умер в 1997 году от цирроза печени.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Аукцион, на котором планировали продать драгоценности Людмилы Зыкиной, может быть отменен

Адвокат племянницы певицы Евгений Балелин заявил «КП», что его клиентка не давала согласия на продажу украшений Народной артистки СССР

Недавно московский аукционный дом «12-й стул» объявил о запланированной на начало декабря продаже скандально известных драгоценностей певицы Людмилы Зыкиной. Вопреки заверениям аукционного дома об урегулировании взаимоотношений между наследниками Зыкиной, это не совсем так. (подробности)

ЕЩЕ

Все богатство Людмилы Зыкиной: с молотка уйдут драгоценности, шубы, ручка от Ким Ир Сена и кроссовки «Nike»

Наследники королевы русской песни передали на аукцион более 60 лотов

Коллекционеры редких ювелирных украшений и поклонники легендарной Людмилы Зыкиной с нетерпением ждут аукциона, который пройдет в начале декабря. Ни дата, ни большинство эстимейтов (приблизительная оценка стоимости лота экспертами аукционного дома) еще не объявлены, но «Комсомолке» уже сейчас удалось первой познакомиться с будущими лотами. Всего их 64 — и это не только коллекция бриллиантов Мисс Волги, как Зыкину называли на Западе за ее «коронную» «Течет река Волга», но и личные вещи: шкатулки для украшений, бусы, личные грампластинки 70-80-х годов, вечерние туфли и сумочки, статуэтки, набор для игры в покер… (подробности)