Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Экономика29 ноября 2019 10:00

Ошибки - это наши помощники

Истории успеха основателей бизнес-империй впечатляют и мотивируют на подвиги начинающих предпринимателей. К сожалению, новоиспеченные бизнесмены не учитывают всех подводных камней, которые их поджидают на пути к Олимпу
Заместитель генерального директора АО «Деловая среда» Алексей Грищенко. Фото из личного архива

Заместитель генерального директора АО «Деловая среда» Алексей Грищенко. Фото из личного архива

Заместитель генерального директора АО «Деловая среда» Алексей Грищенко рассказал «КП», на что стоит обратить внимание при запуске своего дела, чтобы избежать возможного провала в бизнесе.

- Как вы считаете, в чем состоят основные ошибки предпринимателей, решивших с нуля заняться бизнесом?

- Чуть больше пары лет назад мы приступили к работе над образовательной платформой для предпринимателей. Чтобы понять, как нам сделать платформу максимально полезной для пользователей, мы провели большое исследование. Один из первых наших инсайтов - сейчас переизбыток историй успеха и очень не хватает историй провалов. А ведь учиться на чужих ошибках очень полезно и интересно. Людям стыдно рассказывать о своих падениях, они считают, что навешивают на себя некое клеймо неудачника. Однако именно истории провалов позволяют увидеть подводные камни и избежать ошибок. Так, мы создали курс «Академия провалов», в котором разбираются ошибки предпринимателей, которые действительно критичны.

- Можете привести какой-то конкретный пример неудачного ведения бизнеса?

- В этом курсе мы привели пример одной компании, которая не учла в договоре ряд нюансов при работе с американскими клиентами. Предприятие занималось поставкой микрофонов в США, и контрагент производил оплату, рассчитываясь частями. Какую-то часть оплачивали сразу, другую обещали перевести чуть позже. Потом история повторялась. В итоге накопилась большая задолженность. Для того чтобы вернуть себе деньги, необходимо было обратиться к американским юристам за помощью, но это стоило бы больше, чем сам долг.

- Как вы разрабатывали образовательную платформу? Были ли у вас ошибки?

- Несколько раз у нас полностью менялось понимание о том, как необходимо все делать.

Сначала у нас было представление, что наша платформа будет исключительно образовательной. Но очень быстро мы поняли, что многие предприниматели не хотят учиться. У них другая потребность - больше зарабатывать. И знания для них - всего лишь один из инструментов. А еще они считают, что им помогают больше зарабатывать различные сервисы, программы и приложения. Поэтому мы разместили на платформе как знания, так и сервисы. Один из инструментов увеличения прибыли - это принцип «Посоветоваться». Поэтому мы проводим и образовательные программы в офлайне, и большие форумы, и тестируем формат клубов. Потому что живой формат позволяет получить ответы у более опытных предпринимателей на самые деликатные вопросы.

- Какие все-таки основные ошибки совершают предприниматели?

- Все ошибки можно разделить на инструментальные и ментальные.

Инструментальные ошибки - это неверное использование каких-то инструментов. Например, наша целевая аудитория в социальной сети «Одноклассники», а мы последние сто рублей потратили на продвижение в «Фейсбуке». Или - все рекламируются на билбордах, и я тоже куплю пару рекламных щитов возле дороги. Ведь если такие достойные компании так делают, значит, это работает...

Другой пример. Компания ввела чрезмерный контроль за деятельностью сотрудников - профессионалы восприняли это как недоверие к своим компетенциям. Это сильно снизило их мотивацию. То есть руководство компании не поняло: есть тип сотрудников, каждый шаг которых надо контролировать, а есть другие - с которыми достаточно синхронизироваться по ценностям и целям. Но это может работать и в другую сторону. Мы привыкли работать с людьми, которых достаточно контролировать по ключевым вехам. А имеем дело с сотрудником, который занимается своими делами сразу же, как мы отвернулись.

Интересная ситуация. Компания разработала план на год и четко ему следует, несмотря на все изменения в отрасли и регионе. То есть ситуация поменялась давно, а мы с упорством следуем устаревшему плану. Но чаще бывает наоборот, когда плана совсем нет. Мы думаем, что действуем по ситуации, а на самом деле совершаем разнонаправленные активности.

Много ошибок совершают руководители при мотивации людей. Иногда мы думаем, что главное для человека - это деньги. Важно платить побольше, и он будет работать получше. И это действительно для каких-то людей работает. А для других - нет. Им нужно признание, или интересная профессиональная задача, или свобода действий. И ошибкой будет использовать для всех одинаковые инструменты. Эффективнее будет, если мы сначала определим тип мотивации сотрудника и потом будем использовать стимулы, которые хорошо работают для данного типа.

Алексей Грищенко: «Много ошибок совершают руководители при мотивации людей. Иногда мы думаем, что главное для человека - это деньги. А ему нужно признание, или интересная профессиональная задача, или свобода действий». Фото из личного архива

Алексей Грищенко: «Много ошибок совершают руководители при мотивации людей. Иногда мы думаем, что главное для человека - это деньги. А ему нужно признание, или интересная профессиональная задача, или свобода действий». Фото из личного архива

- Вы сказали, есть еще ментальные?

- Ментальные ошибки связаны с нашим способом мышления. Приведу пару примеров. Очень часто мы занимаемся поиском виноватых: один сотрудник не перезвонил клиенту, другой перепутал заказы. И мы видим - вот находят виновных, их наказывают. А надо просто понять, что дело во мне. Будет полезно задать себе вопрос: «Как я организовал процессы в компании так, что мой сотрудник в принципе может забыть позвонить клиенту?» Может быть, надо было внедрить CRM, или скорректировать мотивацию, чтобы каждый клиент был важным, или нужно было подбирать людей, которые не забывают. В этом случае будет решена причина проблемы, а не ее следствие. Это, кстати, еще одна распространенная ошибка - решение последствий, а не причин. Звонит сердитый клиент и жалуется на хамство сотрудника. Мы сотрудника наказали, а причина не решена. Почему у него такое поведение? Может, он думает, что так разговаривать с клиентом - это норма? А может, он у нас перегружен и не успевает уделять достаточно внимания каждому клиенту, или он давно не был в отпуске и просто устал? Часто бывает уже поздно решать какую-то проблему, и надо решить совсем другую. Или еще один вариант. Иногда мы слышим: «Этот человек ленивый, он за целый день на работе не может элементарных вещей сделать». Только почему-то в выходные на даче этот же человек без устали мастерит теплицу и раскидывает чернозем по огороду. Так получается, что не человек ленивый, а что-то не то с работой или с руководителем. И это тоже ментальная ошибка. Надо понять, что люди не имеют такого качества - ленивый или неленивый. Просто сотруднику может быть интересно и важно то, что он делает, или нет. А это уже зависит в том числе от руководителя. Увидеть ценности человека, разобраться вместе с ним в его целях и совместить его личные цели с целями бизнеса - это задача руководителя.

Ну и главная ошибка - это представление, что ошибки это плохо. Мы расстраиваемся, когда совершаем ошибки. А надо радоваться. Потому что ошибки - это наши помощники. Они позволяют увидеть, что мы идем не тем курсом, и вовремя скорректировать вектор движения. Чем раньше мы совершаем ошибку, тем дешевле это для нас.