Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество15 ноября 2018 10:59

Как должна была поступить учительница, уроки которой срывал второклассник

Разбираемся в том, какие средства наказания есть у педагога
В Комсомольске-на-Амуре учительница с рукоприкладством выясняла у второклассника "кто он такой".

В Комсомольске-на-Амуре учительница с рукоприкладством выясняла у второклассника "кто он такой".

Фото: YouTube

Вся страна обсуждает видео из Комсомольска-на-Амуре: на записи учитель Татьяна Лескова избивает в школьном коридоре 9-летнего мальчика. Следственный комитет возбудил уголовное дело, руководство школы временно отстранило от занятий педагога. А между тем, на защиту Татьяны Лесковой встали родители других детей: по их словам, пострадавший мальчик - настоящая гроза школы.

Каюсь, я и сам однажды совершил непедагогический поступок. Когда сын учился в третьем классе, у них завелся юный малоадекватный персонаж. Он на перемене бегал и во всех детей тыкал шариковой ручкой, с которой был снят колпачок. Любой вменяемый родитель понимает, насколько опасна такая «игра» - миг, и ребенок остается без глаза или с повреждением сонной артерии.

После уроков я на школьном дворе отозвал мальчишку, завел за угол здания, поднял за шиворот и прошипел:

- Еще раз в кого-то тыкнешь ручкой, а так тебя тыкну, что больше не уроки ты ходить не сможешь!

Больше на переменах с ручкой наперевес он не бегал.

Но… “Но” заключается в том, что если бы в этот момент рядом оказались родители мальчика, я легко мог бы угодить за решетку. За угрозу жизни несовершеннолетнему. И никакие объяснения о том, что ученик опасен для одноклассников, не сработали бы. Таково законодательство. И оно абсолютно правильно защищает детей от опасных взрослых. Потому что мы – взрослые, у нас должна быть выдержка, терпение и понимание особенностей детской психики.

Так что учительницу из Комсомольска-на-Амуре я ни в коем случае не оправдываю. Нельзя поднимать руку на ребенка. Ни при каких условиях.

Но что же тогда должна сделать опытный педагог, если у нее в классе попался вот такой неуправляемый восьмилетка? Совершенно точно понимаю – он хуже занозы. Он может встать посредине урока и начать носиться между рядами. Может устроить драку с соседом. Может – опять таки – ручкой баловаться так, что впору за сердце хвататься. И так он срывает каждое занятие! А если таких детей несколько?

Сейчас в школах инклюзия – это когда с обычными ребятами учатся те, кому врачи поставили серьезные диагнозы. Это могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, а могут и с психикой. Диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такие дети просто не могут высидеть 45 минут на одном месте. А если в классе из 35 человек таких два или три?

Учителю остается только пойти и утопиться в ближайшем пруду. Но не заниматься рукоприкладством!

О том, как правильно, по закону поступить в таком случае учителю, я посоветовался с Семеном Янкевичем, директором Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ.

- Только уговоры, только беседы с родителями, - говорит он. – Нужно объяснить маме и папе, что ребенка стоит показать неврологу, что ему нужна помощь, лечение.

- А если мама считает, что с ребенком все в порядке? Может, она привыкла? Или мальчик срывается на уроках, а дома – тише воды, ниже травы?

- Подключить завуча, директора. Заставить родителей провести обследование по закону нельзя.

- А если он постоянно срывает уроки? Если просто опасен, потому что в любой момент может толкнуть одноклассника, ткнуть в него той самой шариковой ручкой?

- Все равно, только разъяснительные беседы…

- Но можно же подать жалобу в органы опеки? Причем, не только от школы, но и от родительского комитета…

- Если органы опеки выяснят, что у ребенка есть официально поставленный диагноз, но родители его не лечат, они должны подать на таких маму и папу в суд.

- А если лечат, но нет результата?

- Ничего не сделаешь!

- Я понимаю, что с судом никто возиться не захочет, правильно?

- Да и суд, скорее всего, будет на стороне родителей, если семья не маргинальная и не стоит вопрос о лишении родительских прав. Суд может принять решение об изъятии ребенка из семьи, когда ему грозит опасность. Например, когда родители – свидетели Иеговы и отказываются ребенку делать операцию, а вопрос стоит о жизни и смерти.

Получается, в этой ситуации остается только смириться и надеяться, что мальчик перерастет? А родители поумнеют? А как же программа, которую нужно проходит на уроках?

Опытные директора школ подсказали мне гуманный выход. Родителям такого сложного ребенка можно предложить перейти на индивидуальное обучение. Составить план. Проводить уроки хорошо бы в присутствии мамы или папы. И подкрепить такое предложение мнением родительского комитета класса. Плюс, конечно, настоятельно попросить провести медицинские консультации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Ты кто такой?!»: В Хабаровском крае учитель избила мальчика, мешавшего вести уроки

Педагога уже отстранили от работы. Следственный комитет возбудил уголовное дело по двум статьям (подробности)