Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Политика7 августа 2018 11:01

Дмитрий Медведев: «У нас не было цели казнить Саакашвили»

Российские войска всего за пять дней одержали победу в Южной Осетии, но на Тбилиси не пошли
Август 2008 года, президент России Дмитрий Медведев. ФОТО ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Астахов

Август 2008 года, президент России Дмитрий Медведев. ФОТО ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Астахов

8 августа 2008 года, всего через три месяца после инаугурации на должность президента, Дмитрий Медведев отдал приказ о вводе российских войск на территорию Южной Осетии. Сегодня, спустя 10 лет с момента этого военного конфликта, Медведев считает, что его можно было предотвратить.

- Если бы не безответственное, аморальное, преступное поведение Саакашвили и его приспешников, никакой войны бы не было. Напряженность возникла еще в 1990-е годы, но ее удавалось сдерживать, а в 2008 году правительство Грузии во главе с президентом дало зеленый свет агрессии, и произошло то, что произошло. Это не было неизбежным. Это субъективный выбор Саакашвили и его окружения, - заявил Медведев в интервью газете «Коммерсант».

«СААКАШВИЛИ БЫЛ УВЕРЕН В ПОДДЕРЖКЕ США»

«Во время первой встречи, когда я только вступил в должность президента, Саакашвили сказал, что хотел бы восстановить отношения, что рассчитывает дружить – в общем, наговорил массу приятных слов. Я говорю: хотите развивать отношения – давайте будем развивать. Мы понимаем, какой у вас внутренний конфликт есть, что страна разделена на части, но мы готовы помогать – потихоньку, аккуратно способствовать процессу сближения. Он сказал «я готов», - вспоминает Медведев.

По его словам, потом он еще несколько раз пересекался с Саакашвили, но с начала июля 2008 года тот ушел со связи.

- Я тогда не придал этому большого значения, но теперь склонен считать, что это уже была выработанная линия. Он, с одной стороны, рассчитывал, что новый руководитель Российской Федерации не будет никак реагировать на действия, которые могут быть предприняты в отношении и наших миротворцев, и, самое главное, наших граждан, которые жили и в Абхазии, и в Южной Осетии. А с другой стороны, я думаю, к тому времени он уже провел полномасштабные консультации со своими покровителями - США. У Саакашвили сформировалось жесткое убеждение, что американцы поддержат его при любых раскладах, - считает Медведев.

«ТЕПЕРЬ ГОЛОВА НЕ БОЛИТ»

Отвечая на вопрос, почему российские войска остановились в десятках километров от Тбилиси и не пошли дальше, Медведев признался: «Потому что цель была в том, чтобы выбить грузинские войска из Цхинвала, навести порядок, предотвратить возможность дальнейшей эскалации насилия. Цель не состояла в том, чтобы разгромить Грузию или казнить Саакашвили. Я считаю, что я правильно поступил, когда принял решение о том, чтобы проявить сдержанность и не форсировать дальнейшие действия».

Главным выигрышем от признания Абхазии и Южной Осетии Медведев назвал мир в регионе.

- У нас не болит постоянно голова о том, что в какой-то момент будет очередное нападение, нам придется вмешиваться, защищать наших граждан, защищать нашу безопасность. В регионе все понятно. И это самое главное, - заявил Медведев.

«ГРУЗИЮ НЕЛЬЗЯ ПРИНИМАТЬ В НАТО»

Присоединение Грузии к НАТО было бы безответственным решением, заявил Медведев.

- Для нас Абхазия и Южная Осетия - это самостоятельные государства, с которыми у нас дружественные отношения, и государства, в которых находятся наши военные базы. Если другая страна рассматривает их как свою территорию, то это может спровоцировать страшный конфликт. Надеюсь, что у руководства НАТО достанет сообразительности ничего не предпринимать в этом направлении, - сказал Медведев.

При этом Медведев не исключил, что разговоры о вхождении Грузии в НАТО могут быть дипломатической уловкой из серии «мы вас примем, не волнуйтесь», а на самом деле ничего не произойдет.

- Пусть тогда наши коллеги из Североатлантического альянса посмотрят еще по сторонам, еще чего-нибудь придумают умного. Можно, например, и Косово принять в Североатлантический альянс; можно, например, Республику Северного Кипра принять в Североатлантический альянс. Это как, улучшит ситуацию в мире? - задал риторический вопрос Медведев.