Многочисленные школьные учебники таят в себе такие ошибки, от которых в пору хвататься за голову.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Школьные учебники и пособия сейчас проходят целую кучу экспертиз, но в них все равно попадаются странные задания и ошибки. Российская академия образования (РАО) провела дополнительную проверку учебников и забраковала каждую третью книжку. Всего из 1088 пособий отрицательные рецензии получили 348 книг. Мы полистали фото и скриншоты, сделанные экспертами.
Информатика: назад в 90-е
Авторы учебников по информатике и не в курсе, что на дворе 2018 год. В текстах пособий – сплошная Windows 95 и ни слова про другие операционные системы.
Вредный совет из учебника по информатики.
Советы откровенно вредные: например, если отформатировать системный диск так, как рекомендовано в книжке, компьютер превратится в “мертвый” кусок железа.
Математика и геометрия: это мы не проходили!
Основные претензии к учебникам по математике и геометрии – это несогласования в линейках для разных классов. Например, пятиклассникам одновременно рассказывают и про логарифмы, и про сложение столбиком. Но есть и более странные задачи: например, надо разделить торт так, чтобы на каждом куске было по розочке. Вот только расположение розочек на картинках отличается.
Задачка про розочки на торте.
В другом задании говорится про отрезки – но на рисунке изображены просто прямые. А точек, отмечающих начало и конец отрезка, нет.
Задачка по геометрии.
Химия и биология: натрий или всё-таки калий?
Учебники по химии тоже отличились. В одном задании авторы перепутали натрий и калий. В другом – ошиблись с радиусом атома неона. Картинки тоже подвели: ярко-желтое пламя почему-то предлагается считать зеленым.
Картинка в статье о строении клетки.
Впрочем, в учебнике по биологии картинки и того хлеще: вместо внутреннего строения клетки показано внутреннее строение губки.
История и ОБЖ: ошиблись на пару веков
Проблема с картинками и подписями нашлась и в учебниках истории. Вместо триумфальной арки в Алжире (конец 2-го века) на иллюстрации поместили арку, построенную во Франции в начале 1 века.
В учебники российской армии приписали американский комплекс "Пэтриот".
Веселее вышло только в учебнике ОБЖ: написано – "Ракетный комплекс ПВО России", а фотография дана американского зенитного комплекса MIM-104 Patriot.
Обществознание и экономика
Учебник по обществознанию тоже получился сомнительным.
- Автор учебника утверждает, что с накаченными или накрашенными людьми «абсолютно не о чем поговорить, … с подобными людьми стыдно бывать в обществе» так как они «забыли подумать о своём интеллекте» и т.п. Подобные суждения не способствуют толерантному отношению к представителям различных культурных групп и унижают достоинство многих людей, - отметили эксперты РАО.
Цитата из учебника: “Выкрасив ногти и волосы в новомодный цвет… забыл подумать о своём интеллекте”.
Отрывок из учебника по обществознанию.
Впрочем, пальма первенства за категоричность принадлежит авторам учебника по экономике. Они утверждают, что люди, закончившие среднюю школу, на 50 процентов реже заражаются СПИДом. А у людей с высшим образованием шансы заразиться СПИДом на 90 процентов меньше, чем у их необразованных родственников.
ДРУГОЙ ВЗГЛЯД
Артем Соловейчик, вице-президент корпорации "Российский учебник":
- Критерии этой экспертизы никому не известны. Это очень странная была процедура. Не были открыты ни состав лиц, делающих экспертизу, ни критерии самой экспертизы. Было только объявлено, что какие-то учебники не прошли экспертизу. В основном учебники только одной компании были не затронуты, то есть были затронуты все компании, кроме одной, и в этом смысле это всё выглядит очень странно.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
- Эти результаты мы направили в Министерство образования и науки, будет назначено отдельное заседание. До него мы не планируем раскрывать более подробные цифры или называть конкретных авторов, - заявил начальник отдела по связям с общественностью РАО Александр Стрига.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Астроном о материалах для подготовки к ЕГЭ: “Точка зрения стала неверной еще в прошлом веке”
Возвращение астрономии в школу было одной из инициатив министра образования и науки Ольги Васильевой. Теперь на курс астрономии отводится 35 часов в старшей школе в рамках изучения физики. Соответственно, вопросы по астрономии появились и в ЕГЭ. И претензий к ним – ничуть не меньше, чем к учебникам.
“Я купил в Москве сборник, содержащий 30 вариантов типовых заданий ЕГЭ по физике. 24-й вопрос – астрономия, - рассказывает Сергей Язев, директор астрономической обсерватории Иркутского государственного университета, в фейсбуке. - Например, дается утверждение "Радиус Солнечной системы примерно 40 астрономических единиц". Это грубо неверно. 40 а.е. (за а.е. принимается среднее расстояние от Земли до Солнца - Ред.) – это примерный радиус орбиты Плутона. За Плутоном обнаружены тысячи небесных тел пояса Койпера (до 55 а.е.), отдельные объекты находятся на расстояниях в сотни и тысячи а.е. от Солнца. Границы гелиосферы – примерно 120-150 а.е., радиус облака Оорта, принадлежащего Солнечной системе – порядка 1-2 световых лет (возможно, больше, до 3,5 с.л.). Точка зрения про 40 а.е. стала неверной еще в прошлом веке. Умный школьник (который это знает) будет наказан проверяющим компьютером, в котором заложено, что 40 а.е. - это верный ответ. Зато утверждение "Радиус Солнечной системы примерно 2 световых года" считается неправильным. Хотя, возможно, это как раз верно, и тогда умный школьник будет наказан. Затем, в некой таблице Церера названа астероидом, хотя она с 2006 г. официально - карликовая планета. Дальше даны данные о звезде альфа Центавра. Нет такой звезды. Есть комплекс из трех разных звезд с разными параметрами. Есть и другие замечания”.
К слову, сами задачи в сборнике – лишь тренировочные. Хоть они и совпадают по формату и темам с теми, что будут на ЕГЭ, в реальности вопросы будут другие, и с каждым годом они немного меняются. Но тем, кто готовится к ЕГЭ по таким вот пособиям, не стоит полагаться только на образовательный уровень их составителей. Посмотреть, какие вопросы были на экзаменах в прошлые годы, можно в открытом банке заданий Федерального института педагогических измерений.