Премия Рунета-2020
Курск
+14°
Boom metrics
Общество28 ноября 2017 14:00

Корреспондент «КП» добралась до заброшенного поселка в Курской области

Жители села отрезаны от цивилизации - здесь нет дорог, водопровода и нормальной связи
Заброшенный поселок

Заброшенный поселок

Фото: Яна ШЕЛЕСТ

Поселок Красный расположен в 20 километрах от курского райцентра Обояни. Практически заброшенный населенный пункт, жители которого в любой момент могут оказаться в настоящей блокаде. Из ближайшего села Павловки, расположенного в четырех километрах, добраться сюда можно только пешком или на лошади.

Бездорожье длиной пять километров

Бездорожье длиной пять километров

Фото: Яна ШЕЛЕСТ

До деревни Усланки я доехала на легковом автомобиле, а там пересела на внедорожник, который организовали для меня местные жители. Путешествие получилось довольно увлекательным, а благодаря моему сопровождающему Виктору, — даже веселым. Но на самом деле все очень грустно.

— Хотя бы дорогу щебнем отсыпали, соединили центр с населенным пунктом. Пару дней не было дождя, вода немного ушла, можно как-то проехать на лошади, — рассказывает мужчина.

Справа поле, слева лес, впереди полнейшее бездорожье длиной пять километров. Несколько раз заносило по грязи, когда выехали к поселку — облегченно вздохнула. Но впереди оказалось еще одно препятствие — аварийный мост через речушку. Проезжать по нему не только страшно, но и опасно. Как выяснилось, мост обвалился во время весеннего половодья.

Магазин работает два раза в неделю, а мост разрушился

Сразу за мостом увидела закрытый магазин.

Магазин работает два раза в неделю

Магазин работает два раза в неделю

Фото: Яна ШЕЛЕСТ

— Магазин работает два раза в неделю. Уже были попытки его закрыть, но мы отстояли. Автолавка сюда приехала один раз, на второй сломалась, и больше не ездит. Если магазин закроют, то у селян будет горе, великое горе, — поясняет Виктор.

Что продают в магазине?

— Все необходимое: хлеб, соль и крупы.

А молоко?

— Молоко только по заказу.

Какие цены в магазине?

— Все дороже, чем в городе, но нам выбирать не приходится.

Медленно едем дальше. Слева заброшенный клуб и покосившиеся дома селян. Печальное зрелище дополняют осенняя промозглость и страшная грязь. Постучались в деревянный домик, вышла пожилая женщина Нина Ивановна:

— Мне 77 лет. Мы по 40 лет отработали в колхозе, а на старости лет живем в таких условиях. Никуда не можем отсюда выехать. Вот-вот разрушится мост, мы будем отрезаны от мира. У нас очень хорошо — чистый воздух, природа, жить бы да радоваться… Но здесь остались только пенсионеры, все уехали, и никто больше не приедет. Не проехать к нам, сами видите, — жалуется бабушка.

А как вы тут зимой выживаете?

— Зимой у нас снег никто не чистит. Садись и умирай, живи как хочешь. О нас никто не заботится, — сокрушенно добавляет женщина.

«Скорая» в поселок не ездит

Подошел сосед бабушки Нины — Иван Никанорович:

— Мне 81 год, у меня онкология, надо в больницу, но я не дойду, ноги уже не ходят. «Скорая» к нам не приезжает.

А если я сейчас наберу номер «скорой» и скажу, что человеку плохо?

— Машина доедет до моста и все, дальше — опасно.

Взглянула на свой мобильник, связи нет…

— У нас есть еще одна тропинка. Пройдя по ней шесть километров, можно выйти на Обоянь. Но дорогу преграждает сломанный пешеходный мостик. Средств на его ремонт нет ни в сельсовете, ни в районе. Мы хотели сделать мостик сами, просили только материалы, но нам отказали, — рассказывает пожилой человек.

— Газа и воды у нас нет, свет есть, но посмотрите на столбы, они висят на проводах. Мы обращались по этому поводу, нам ответили: «Когда упадут, тогда и сделаем». Я 45 лет проработал в колхозе, а сейчас никому не нужен, — добавляет Иван Никанорович.

Проходим дальше, стучимся в следующий дом. Нам открывает бабуля с палочкой — Раиса Федоровна:

— Я живу одна, у нас тут ничего нет, всего нас лишили, — жалуется пожилая женщина со слезами на глазах. У меня сахарный диабет, на ногах отрезаны пальцы, — добавляет пенсионерка. В словах чувствуется безысходность.

Пенсионерка живет одна

Пенсионерка живет одна

Фото: Яна ШЕЛЕСТ

А как вы ходите за продуктами?

— Плачу деньги людям, мне и приносят. Соцработников у нас нет. За деньги и воды принесут, и по дому помогут. Дрова тоже покупаю за свои деньги, сельсовет не помогает. За помощью обращаюсь к соседям.

Раиса Федоровна живет в поселке с 1962 года.

— Когда я приехала сюда, здесь было большое и хорошее село: колхоз, сады, начальная школа, все поля были засеяны, — рассказывает о своей жизни бабушка.

Надо сказать, что поля и сейчас в округе засеиваются, мы проезжали мимо неубранного подсолнечника. Обратила внимание, что трактор вместе с полем запахивает и часть дороги, если ее можно так назвать.

Лекарства привозят за деньги

Достучались еще в один дом, вышла бабушка Нина, мне обрадовалась:

— Я с 39-го года, болею. Врача видела здесь последний раз в прошлом году. Лекарства мне привозят за деньги.

В соседней Павловке есть отделение связи. Оттуда на лошади приезжает почтальон, привозит пенсию, письма и газеты.

— У меня есть мобильный телефон, только я пользоваться им не умею, — рассмеялась женщина.

Поселок Красный растянут в длину примерно на два километра. Домов много, но проживают всего 36 человек. Остальные все бросили и уехали.

Мы сели в машину и поехали в другой конец поселка. Виктор попросил заехать в лес, «проведать» свою машину.

— Хотел объехать грязь через лесок, да и застрял, — поясняет мужчина.

Автомобиль глубоко увяз в грязи среди леса.

Виктор, а как вы будете вытаскивать машину?

— Пока не знаю, трактор нужен.

А куда вам ездить? Хлеб привозят, соль тоже, да и дороги, собственно, нет.

Виктор смеется.

Далее проезжаем через лес. Вокруг ямы и окопы. Эхо войны. И грибов тоже много.

Единственная школьница ходит на занятия пять километров пешком с фонариком на голове

Подъехали к дому, где живет единственная в поселке школьница. Девочка учится в 9 классе в Павловской средней школе. Она постеснялась к нам выйти, но мама оказалась довольно общительной женщиной:

— Дочь моя ходит в школу каждый день пять километров. Когда сухо, то ездит на велосипеде, но в основном — пешком. Выходит из дома в семь часов утра за полтора часа до начала занятий, приходит затемно, - рассказала Галина Алексеевна. - Надевает на лоб фонарик и идет. Хорошо, что в школе есть столовая.

Женщина подарила мне большой пакет огромных грибов-рядовок и объяснила, как их готовить. Действительно, они оказались очень вкусными.

— Видишь, мы полностью живем на натуральном хозяйстве, но не у всех уже есть силы. У нас очень хорошо, настоящий заповедник — леса, речка, тишина. Тут прекрасно можно отдыхать, но все упирается в дорогу. Если бы ее сделали, то сюда бы вернулись люди и поселок возродился, — рассказывает Виктор.

КОММЕНТАРИЙ ЧИНОВНИКОВ

Виктор Образцов, глава Усланского сельсовета, куда входит поселок Красный, рассказал, что построить дорогу невозможно – нет денег:

— Мы делаем все возможное, чтобы помочь жителям. Привезли трубу, чтобы отремонтировать мост. Теперь нужна специальная техника, но она в поселок сейчас не проедет. Когда появится дорога в поселок Красный — трудно сказать.

— А почему за единственной школьницей поселка не приезжает школьный автобус?

— Дороги нет. Да и в Павловской школе, где учится девочка, всего 60 учеников, школьного автобуса в учебном заведении нет.

Глава Обоянского района Николай Черноусов:

—Мы содержим магазин и не позволяем, чтобы он закрылся, доплачиваем продавцу. Что касается дороги, что обнадеживать никого не буду. Для ее строительства нужны десятки миллионов, ведь дорога нужна не только от Павловки до Красного, но и по самому хутору, который растянулся почти на три километра. В бюджете района таких денег нет.