Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Наши права и льготы19 октября 2017 22:00

Международный опыт: Оформить детское пособие, не отходя от люльки малыша

В этом году Россия ввела электронный больничный, «КП» выяснила, какие еще полезные цифровые сервисы, которые можно было бы взять на вооружение, работают в других странах
Оформить детское пособие, не отходя от люльки малыша.

Оформить детское пособие, не отходя от люльки малыша.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Весь мир переходит на электронные, цифровые рельсы, и то, что вчера еще казалось фантастикой, все больше входит в нашу повседневную жизнь. Можно заказать онлайн технику, одежду, продукты и даже готовые блюда, оплатить через Интернет счета за «коммуналку» и записаться на прием к врачу. Постепенно в удобную, экономящую время и деньги электронную форму переводятся и государственные услуги. Так, с 1 июля этого года Фонд социального страхования (ФСС РФ), отвечающий в нашей стране за оплату пособий по временной нетрудоспособности и пособий по материнству, объявил о введении в России электронного больничного листа (подробнее см. рубрику «А как у нас?»). Чуть раньше «КП» писала о том, как вводила и налаживала работу «цифрового бюллетеня» одна из стран-первопроходцев — Литва (читайте на сайте kp.ru в разделе «Наши права и льготы»). Сегодня — о передовых электронных сервисах в еще одной прибалтийской республике — Эстонии, где находится единственная в Европе Академия электронного управления (eGA).

ЛЕКАРСТВА И ДЕНЬГИ ВЫДАЮТ БЕЗ ХЛОПОТ

- Сегодня 98% лекарств у нас выдается по «цифровым» рецептам — аптечный работник входит в специальную систему на компьютере и видит, какой препарат назначил врач, есть ли льготы на оплату у пациента, а доктор потом может заглянуть в систему и убедиться: было ли отпущено лекарство по рецепту, то есть соблюдает ли пациент назначения врача, - рассказывает исполнительный директор Академии электронного управления Арво Отт. - Помимо удобства такая система надежно защищает от подделок рецептов.

Также с комфортом можно получать пособия по материнству — в Эстонии в течение полутора лет после рождения малыша матери либо отцу, сидящему дома с ребенком, полагается среднемесячный заработок. «Чтобы молодая мама могла оформить пособие, не отходя от люльки младенца, понадобилось наладить электронное информационное взаимодействие баз данных пяти ведомств, - поясняет господин Отт, - налоговой службы, где собрана информация о заработке до родов, регистрационной службы, страховых органов и других инстанций. Это было нелегко, но у нас получилось. Сегодня чиновники получают все необходимые данные сами от своих коллег, женщине нужно лишь предоставить номер ее банковского счета, куда будет зачисляться пособие». Это позволяет сэкономить не только время и энергию родителям ребенка, но и сокращает расходы ведомств, которым прежде приходилось держать штат сотрудников для ведения бумажной отчетности, расчетов и т.д.

СНАЧАЛА ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАСПОРТ, ПОТОМ - МЕДКАРТА

Начиналось все с принятия не технологических, а организационных решений — основополагающих законов, подчеркивают эксперты. В конце 90-х годов Эстония приняла Закон о базах данных, который определяет принципы ведения таких баз, Закон о цифровой подписи и ее всеобщем применении, Закон об открытости данных. При этом для государственных ведомств было установлено важное правило: все они независимо должны вести свои электронные базы, но при этом обязаны взаимодействовать на общей платформе — ее назвали X-ROAD.

А для каждого гражданина такой «платформой», базой, к которой сегодня привязаны все цифровые сервисы, стало электронное удостоверение личности — ID. Пластиковая карта с соответствующим чипом, где зашифрована электронная цифровая подпись (ЭЦП) появилась в 2002 году, в 2007-м добавили мобильную версию — специальную сим-карту с кодом для использования ЭЦП. В 2002 г. также стартовала программа E-health (электронное здоровье), в республике начали создавать единый реестр всех пациентов - работающих граждан, которые имеют право на оплату больничных листов. К цифровому «паспорту» (ID) привязали электронную карту здоровья, а на ней, в свою очередь, базируется оформление электронных рецептов на лекарства и больничных листов. «В итоге мы полностью перешли на электронное взаимодействие в медицинской сфере», - говорит Арво Отт. В Эстонии это заняло около 7 лет.

ДАННЫЕ ОТКРЫТЫ, НО ЗАЩИЩЕНЫ

- Вот портал моего электронного здоровья, куда я вхожу с помощью ЭЦП и своего пин-кода, - рассказывает программный директор по тренингам Академии электронного управления Аннела Кииратс. - Здесь я могу видеть, кто мой семейный врач, каких докторов я посещала раньше и к кому записана на будущее. Есть медицинские данные моего маленького ребенка, для которого я являюсь законным представителем — например, ему делали рентгеновский снимок, и можно увидеть эти сведения. Также на портале я могу оставить свое электронное заявление о том, что после смерти завещаю свои органы для донорства или научных исследований.

Врач может получить доступ к медицинской информации только с согласия пациента. Исключительный случай — когда приезжает Скорая, человек находится без сознания и нужно получить данные о нем для спасения жизни и здоровья, поясняет Аннела. И то потом, скорее всего, потребуются объяснения и подтверждения: на каком основании был произведен доступ к личной информации без согласия гражданина. «У нас соблюдаются два важнейших принципа: с одной стороны, открытость, доступность персональных данных для самого человека и с его согласия для других лиц и организаций; с другой стороны — твердые гарантии защиты личных данных», - подчеркивает Арво Отт. Если, например, полиция на основании судебного решения получила доступ к какой-либо информации, то гражданин-владелец таких данных сразу увидит в своем личном кабинете: какой орган, когда и какие данные просматривал. И вправе потребовать объяснений, а в случае нарушения тайны личной жизни человека виновнику грозят серьезные санкции.

ЦИФРЫ

- Более 90% налоговых деклараций и электронных рецептов в Эстонии оформляются в электронной форме.

- 2/3 населения пользуются электронными услугами хотя бы раз в неделю.

- 100% граждан имеют электронные удостоверения личности (ID).

А КАК У НАС?

С 1 июля в России разрешен электронный больничный. Он работает так: лечащий врач в специальной программе со своего рабочего компьютера заполняет электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН), номер ЭЛН сообщается пациенту. При закрытии ЭЛН врач подписывает его своей электронной подписью. Вся информация передается в ФСС в зашифрованном виде. Гражданин может видеть свой электронный больничный в личном кабинете получателя услуг ФСС на портале http://lk.fss.ru. Работодатель получает доступ к электронному больничному после сообщения номера ЭЛН работником, при этом информация загружается непосредственно в бухгалтерскую систему работодателя. Многие работодатели на текущий момент используют централизованные подразделения по бухгалтерскому и кадровому учету и зачастую они находятся в других городах от места работы сотрудника. Использование ЭЛН позволит оперативно передавать данные в бухгалтерию, даже если она находиться в другом городе и тем самым сократит сроки расчета пособия по нетрудоспособности и избавит от риска потери листа нетрудоспособности.

- С июля выдано более 55 тысяч электронных больничных листов, но еще важнее, что в новом формате уже работают 85 регионов Российской Федерации и около 2 тысяч медицинских организаций, то есть за считанные месяцы к электронной системе подключились все регионы и более 15% поликлиник и больниц страны, - рассказал «КП» заместитель руководителя Департамента информационных технологий и защиты информации ФСС РФ Дмитрий Селиванов. Сегодня такие передовые медучреждения есть в каждом из 85 регионов России, а по технической возможности подключения к системе выдачи электронных больничных Фонд соцстраха обеспечил полное покрытие всей страны. «Наша операционная система разработана на перспективу и ничуть не уступает системам Евросоюза, зарубежные коллеги были приятно удивлены масштабами и темпами введения электронного больничного в России», - отмечает представитель ФСС.

Еще один проект, который разрабатывает Фонд совместно с другими ведомствами и с привлечением бизнеса - социальный навигатор. «Это новый канал взаимодействия с получателями социальных услуг на основе мобильного приложения, как простого и удобного для граждан способа повышения информированности о деятельности организаций и ведомств, осуществляющих услуги в социальной сфере, который позволяет в оперативном режиме получать информацию о социальных услугах: общую, а также после регистрации персональную информацию о тех социальных льготах, которые положены человеку — то есть не вы идете за услугой, а услуга приходит к вам», - пояснил Дмитрий Селиванов.