Премия Рунета-2020
Курск
+9°
Boom metrics
Звезды11 марта 2015 22:00

В Курске сносят дом Малевича

Власти отказываются комментировать уничтожение памятного места
Источник:kp.ru
Из открытых источников.

Из открытых источников.

«Комсомолка» уже не раз писала о доме по улице Почтовая, 17, что в центре Курска, где некогда жил всемирно известный художник-авангардист Каземир Малевич. Впрочем, о сохранении памяти художника местные власти, похоже, совсем не заботятся. Не спрашивая мнения курян, старинный дом кирпичной кладки решили снести – все-таки земля в центре города нынче на вес золота. А сделай этот дом музеем Малевича (как требовали куряне) – так его еще придется содержать без всякой для себя прибыли. В городе, где сплошь и рядом строятся гигантские торговые центры, не нашлось ни одного предпринимателя, который бы взял под защиту это уникальное место.

Все, что остается – собирать кирпичи в мешки

Сохранить дом Малевича пытался известный местный художник и владелец галереи «АЯ» Олег Радин, но все бесполезно.

- Судьба дома Малевича, видимо, предрешена. Но все покрыто тайной и мраком. Никто не выносил на суд общественности вопрос сохранения этого места, никто не видел результатов экспертизы или каких-либо бумаг по этому дому – получить их у чиновников невозможно, - разводит руками Олег Михайлович. – Все, что нам остается – это собирать в мешки кирпичи этого дома, через несколько лет они будут стоить состояние.

Впрочем, такая же судьба была и у летнего театра, который некогда украшал Первомайский парк Курска – снесли его тихо и бесшумно. Так, втихаря, уничтожают исторический облик Курска, зато очень быстро растут типовые торговые центры и безликие офисные здания.

У курских чиновников не хватило духа спасти даже крохотный дом Малевича, который мог бы стать музеем и городской «жемчужиной» с уникальными экспонатами – так проще. Еще в прошлом году в комитете по культуре администрации Курской области заявили, что для создания музея Малевича не хватает экспонатов, а адрес проживания художника «ложный»:

- У многих курян сложилось представление, что в доме, расположенном на улице Почтовая, 17 в областном центре, проживал известный художник, основатель супрематизма в абстрактном искусстве Казимир Малевич, - рассказал нам тогда председатель областного комитета по культуре Валерий Рудской. - Такое мнение является ошибочным и это подтверждает государственная историко-культурная экспертиза, выполненная в октябре прошлого года.

Чиновник привел даже несколько фактов о том, что, мол, ошибочка вышла. А, следовательно, и не нужен городу в этом здании никакой музей. Отсюда вывод – нужно тихо снести.

Уникальное фото - Каземир Малевич в кругу курских художников.

Уникальное фото - Каземир Малевич в кругу курских художников.

Однако с такой постановкой вопроса абсолютно не согласен «главный курский хранитель» памяти о Малевиче – хозяин галереи «АЯ» Олег Радин:

- Вся эта «экспертиза» - полный бред, - утверждает художник. – Передо мной архивное дело, в котором ясно говорится о том, что Каземир Малевич проживал в полуподвальном помещении с тремя окнами наружу и пятью во двор. А у дома номер 13 по Почтовой – внизу пять окон. Да, нумерация может быть перепутана, но описание дома идеально подходит. В конце концов, не имеет особого значения, где именно жил художник, хотя у меня на этот счет сомнений нет. Нужно сохранить хотя бы один дом того времени по улице Почтовой, и сделать там полноценный музей. Музеи Малевича есть по всему миру – в Амстердаме, Нью-Йорке, Париже. Эти города прямого отношения к художнику не имеют. Но только в Курске, где Малевич прожил довольно долгое время, отдельные личности упорно не хотят увековечить его память.

Чиновники от культуры: «Мы ничего не знаем о доме Малевича!»

После того, как из дома выселили жильцов, здесь какое-то время обитали бомжи, а куряне бросали мешки мусора в разбитые окна и двери. Сейчас дом разбирают. Мы попытались получить какие-либо разъяснения от областной и городской власти по поводу того, что же сейчас происходит по адресу Почтовая, 17 в центре Курска. Но… никто из чиновников от культуры так и не осмелился дать прямой ответ.

- Я ничего не знаю о доме Малевича! Почему вы мне звоните? Все, что мне известно об этом, я узнал из новостей! – это все, что смог сказать нам заместитель председателя комитета по культуре Курской области Александр Потанин.

Руководитель городского управления культуры Ирина Мазаева также не в курсе того, что происходит.

- Я такие комментарии не уполномочена давать. Не знаю, кто вам дал мой телефон! Лично я не давала команды разбирать дом, а кто это делает, я не в курсе! – таков был ответ Ирины Александровны.

Невольно напрашивается вопрос, что это за «слуги народа» такие, которые не знают или по-просту не хотят знать, что происходит у них под носом.

Зато еще год назад нашлись железные аргументы против этого злосчастного строения, которое, похоже, как кость в горле у местных чиновников.

- Ничего супрематического или близкого к тому в курском периоде творчества художника ни на материальном, ни на теоретическом уровне не обнаруживается. Более того, работы курского периода самим автором были уничтожены, - отметили искусствоведы из администрации региона. - Также не стоит забывать и о том, что музейный статус «обязывает» иметь хотя бы 80 процентов аутентичных, подлинных произведений и предметов автора. В этом случае их не так много, как хотелось бы.

Но, как выяснилось, вопреки утверждениям местных чиновников, работы курского периода все же сохранились – они есть в Русском музее. А Олег Радин полагает, что создать в Курске музей Малевича вполне было бы по силам:

- Ко мне приезжают исследователи творчества Малевича из Лондона, Парижа, Австралии только для того, чтобы посмотреть на четыре уникальных фото, которые есть у меня. В Курске сохранились также архивные документы о самом художнике и его семье – в частности записи о венчании Малевича и крещении его детей в Курском католическом костеле. Есть и адреса, с которыми связана судьба автора «Черного квадрата».

Но у чиновников другой взгляд на эту тему.

Между тем, именно с Курском связаны первые серьезные попытки художника заняться живописью. Именно здесь Малевич входил в круг курских художников, женился на дочери курского лекаря, венчался в местном костеле.

В Курске Малевич прожил 11 лет своей сознательной жизни. В 1896 году, когда Каземиру исполнилось 17 лет, сюда из соседней Украины переехали его родители.

Здесь Казимир работал чертёжником в Управлении Курско-Московской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вместе с соратниками по духу Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Малевич вынужден был вести как бы двойную жизнь — с одной стороны повседневные заботы провинциала, нелюбимая и тоскливая служба чертёжником на железной дороге и с другой — жажда творчества.

1898 год сам Малевич в своей «Автобиографии» назвал «началом публичных выставок». Именно Малевич и его художественные выставки стали в Курске "центром притяжения" для людей творческих.

В 1899 году художник женился на Казимире Зглейц, а 27 января 1902 года в Курске в католическом храме пара обвенчалась. Кстати, в этом же храме крестились и дети Малевича, об этом сохранились уникальные записи в курском архиве.

Правда, вскоре провинциальная жизнь и скучная служба надоели Малевичу. И он твердо решил перебраться из Курска в столицу, фактически бросив здесь свою семью. Он дважды пытался поступить в Московское училище живописи, а когда кончились деньги на жизнь в столице, даже вернулся в Курск. Но в конце-концов все же покинул этот город.

И, наверное, недаром.