Неделю Антонина Ивановна изучала дома выданную ей стопку документов.
Фото: Анна КОЛГАНОВА
ЗАМАНЧИВАЯ РЕКЛАМА И ИСКРЕННИЕ ОБЕЩАНИЯ
Как не поверить рекламным слоганам банков, зазывающим брать кредиты и работающих людей, и пенсионеров, обещая исполнить их самые заветные мечты, причем в самых теплых и искренних выражениях. С рекламных фото улыбаются люди, довольные своей обеспеченной старостью…Вот и Антонина Ивановна Денисова повелась на уловки рекламы.
- На плакате старый дед с бородкой, лет 80 ему... Ну, думаю, если ему одобрили кредит всего лишь под 12%, то мне уж точно дадут деньги под маленький процент, - подумала 66-летняя курянка и сразу же заглянула в ближайшее отделение этого банка. Деньги она брала не для себя, а для больной мамы, которой нужны дорогостоящие лекарства и подгузники.
- Я спрашиваю у сотрудницы банка: «Сколько придется отдавать?» Она отвечает - 69 900 рублей. Думаю, если 47 тысяч взяла, 19 тысяч переплачу – это еще по-божески. А оказалось, что она меня обманула, - сокрушается Антонина Ивановна.
По словам пенсионерки, сотрудника банка продержала ее в отделении не меньше трех часов. Все время что-то печатала на компьютере да выдавала ей листы на подпись.
- У меня очков с собой не было, поэтому я ничего читать и не стала, поверила этой девушке на слово. Я им все по-честному про себя рассказала, а они со мной как? – возмущается Антонина Денисова.
Целую неделю пожилая женщина изучала дома выданные ей банком документы – 17 листов мелким шрифтом. Когда же все прочитала – ужаснулась. Взяла-то она 47 тысяч, а должна теперь 103!. Вместе с кредитом ее включили в Программу добровольной и страховой защиты заемщика. Сама того не зная, Антонина Ивановна в заявлении о предоставлении кредита попросила включить себя в программу страхования( в соответствии с общими условиями Договора потребительского кредита) и застраховала себя от всех возможных случаев: смерти, постоянной полной нетрудоспособности, недобровольной потери работы, первичного диагностирования смертельных заболеваний. А также приобрела пакет «Золотой ключ» с защитой дома «Классик» и купила комиссионный продукт «Привет, сосед», который предполагает «коробочное» страхование имущества на случай пожара, удара молнии, взрыва, воздействия жидкости, стихийных бедствий, противоправных действиях третьих лиц и внешнего воздействия. При этом большая часть страховок пенсионерке и инвалиду второй группы явно не понадобится, но ее об этом даже не спросили… Стоит отметить, что банк за взнос страховых премий берет с клиента прописанное вознаграждение и, соответственно, зарабатывает на доверии граждан.
"УСЛОВИЯ ДОГОВОРА НАЙДЕТЕ В ИНТЕРНЕТЕ"
Антонина Ивановна, как только все прочитала, сразу же побежала с этими бумажками обратно. Но, увы, сотрудники лишь развели руками – ничего уже вернуть нельзя и отправили бабушку восвояси.
Обманутая клиентка банка деньги тратить не стала, а вернула их через месяц в кассу, заплатив при этом 2800 рублей за временное пользование выданными средствами.
Казалось бы, вопрос решен. Но банк продолжает требовать с пенсионерки оставшиеся деньги.
- За что же я должна платить? Если я деньгами толком и не пользовалась?- возмущается курянка.
- Похоже, что банк не задумывается о своей репутации. Для завуалированного обмана они выбрали социально-незащищенную группу людей и наживаются за их счет, - утверждает адвокат Юрий Чурилов. – Хотелось бы отметить, что самого договора в документах не нашлось. При этом пожилая женщина расписалась, что с условиями договора ознакомилась, хотя она не имела возможности их даже прочитать. Центробанк, получив заявление курянки, пояснил, что данный банк все условия договора разместил в интернете и на стендах в коридоре. По мнению сотрудников финансового учреждения, бабушка самостоятельно должна была все найти и прочесть.
Антонина Денисова стала писать жалобы во все инстанции. Сотрудники полиции после проведения проверки заявили, что состава кражи в действиях банка они не выявили, как, впрочем, и факта мошенничества.
Центральный банк прислал гражданке письменный ответ на ее жалобу:
«В соответствии со ст. 56 ФЗ от 10. 07.2002 Банк России, являясь органом банковского урегулирования и банковского надзора, не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Кредитные организации не подчинены Банку России, организуют свою деятельность на принципах хозяйственной независимости и свободных договорных отношениях. Учитывая, что отношения, возникшие между Вами и Банком носят гражданско-правовой характер, их урегулирование производится сторонами по взаимному согласию. Вы вправе обратиться в судебные органы для защиты своих прав». Но в Ленинском районном суде Курска иск пенсионерки не приняли, ей удалось подать документы на рассмотрение лишь в областной суд. Прокуратура же посоветовала обратиться в региональное Управление Роспотребнадзора. И только здесь сотрудники ведомства встали на ее сторону.
- Банк допустил нарушение прав потребителя на своевременное получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, - сообщили в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области.
Сотрудники Роспотребнадзора составили в отношении руководителя банка протокол об административном нарушении и направили по адресу предприятия в Кострому. Сумма штрафа пока определяется. Пенсионерке же порекомендовали обратиться с иском в суд на основании Гражданского кодекса и также потребовать с кредитной организации компенсации причиненного морального вреда.